Игра «Что происходит с осликами»

    В работе с детьми очень важно показать им, что существует множество способов разрешить конфликт, не прибегая к насилию. Для обеспечения 'эффективного общения необходимо тренировать детей в применении этих способов на практике и расширять их поведенческий диапазон в отношении улаживания конфликтов.
    Опыт показывает, что дети, как правило, в состоянии оценить ситуацию и определить, честно ли был разрешен конфликт, и обе ли стороны остались «в выигрыше». Во время ролевых игр можно часто наблюдать традиционный переход от конфликта к «миру», например, двое поссорились, затем один из них предлагает: «Давай помиримся!» — и конфликт исчерпывается. Детская мирилка «мирись, мирись больше не дерись...» — хорошее подтверждение этому. Тем не менее, в учебный процесс необходимо вводить игры и упражнения, в которых дети учатся разрешать конфликтные ситуации. При этом следует помнить, что скорых и радикальных перемен в реальном поведении детей относительно конфликтов не будет. Это длительный и сложный процесс. Существуют различные концепции, игровые и тренинговые программы по разрешению конфликтов. Одним из примеров является игра «История двух осликов» (Дж. Валкер), которую можно считать своеобразной моделью ненасильственного разрешения конфликтов.
    Материал для игры: увеличенная копия рисунка-истории про двух осликов.
  

Ход игры.

    Закройте две нижние картинки, повесьте рисунок-историю на видное место.
    Спросите детей, что происходит с осликами. В чем их проблема? Что привело к этому? Сформулируйте суть конфликта и спросите, как эта ситуация может развиваться. Какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему? Обсудите с детьми все плюсы и минусы предложенных решений. Затем откройте нижние рисунки и спросите, какое решение нашли ослики. Как стало возможным, что они пришли именно к этому решению? (Например, они остановились и обсудили свою проблему; они вместе подумали над тем, как выйти из положения.) Можно ли чему-нибудь научиться у этих осликов? Важно, чтобы дети четко поняли, что думали и испытывали ослики, прежде чем нашли это решение.

Опыт.

При решении задачи про осликов дети каждый раз высказывают новые и совершенно неожиданные идеи:
• ослики вместе съедают сначала одну кучу сена, затем вторую; при этом следует учитывать опасность, что они опять могут поссориться из-за того, что один ест быстрее, чем другой;
• они вдвоем передвигают одну кучу ближе к другой, чтобы одновременно есть каждый свое сено;
• они перегрызают веревку и едят каждый свое сено;
• они перетягивают «канат», и победитель ест первым;
• они перетягивают «канат», пока не поранятся и уже не смогут есть свое сено.