Памятка по проверке состояния игровой деятельности в дошкольных учреждениях


   В дошкольном возрасте игра - главное в жизни ребенка. Игра - это огромный я разноцветный, богатый и разнообразный мир, в котором ребенок живет, постигает окружающее, вырабатывает характер и нравственные понятия. Сделать игру интересной и содержательной, чтобы в процессе разных её видов дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать - первостепенная задача педагогов .дошкольных учреждений. Хорошо организованные игры являются одним из важных условий всестороннего воспитания детей и рассматриваются "Программой воспитания в детском саду" не только как средство воспитательно-образовательной работы, но и как форма организации их жизни. Поэтому в каждой возрастной группе ей должно быть отведено значительное место среди всех других форм детской деятельности.
    Педагогический процесс должен быть продуман и организован таким образом, чтобы в каждой труппе были созданы благоприятные условия для разнообразных игр детей, и отведенное для игровой деятельности время ничем другим не заполнялось.
    Для выполнения этой задачи в каждой группе важно решить целый ряд организационных вопросов, а именно: определить удобное и хорошо организованное место для игр, закрепление времени для игр в соответствии с режимом дня детей; оснащение игр разнообразными игрушками с учетом их изменений в течение дня.
    Практика показывает, что большинство воспитателей затрудняются в выборе тех или иных видов игр в разные режимные отрезки времени, не всегда учитываются возможности использования дидактических, строительных, подвижных игр, игр-драматизаций и т.д..
    Цель данных рекомендаций - помочь воспитателям более четко распределять время в режиме дня для руководства разными видами игр, целесообразно использовать это время для всестороннего воспитания детей.
    По времени игры организуются: утром до завтрака и после него; в промежутках между занятиями; широко развертываются на воздухе во время прогулки и, наконец, занимают ведущее место после дневного сна. В целом на игры ежедневно отводится до трёх-четырех часов. В «Программе воспитания в детском саду» указывается, что задача воспитателя в утренний период – создать у всех детей спокойное и радостное настроение на весь день, желание играть и заниматься. Поэтому к приходу детей в детский сад необходимо тщательно продумать материал для игр, чтобы, начав её до завтрака, дети могли продолжать игру все отведенное на это время.
    Встречая детей, воспитательница доджа выяснить их игровые намерения, внимательно присмотреться к каждому ребенку и, учитывая его настроение, интересы, побуждать его к играм, помогая определить их выбор, найти товарищей. Она поддерживает игры, возникающие на основе стихийного опыта, объединяет детей в них. Важно умение воспитателя приготовить игровой материал к следующему дню, чтобы утром, придя в группу, дети могли продолжать начатые игры. Некоторые дети, уходя домой вечером, не хотят убирать сделанную ими постройку или кукол, которых они уже уложили в постель. В таком случае желательно сохранить их постройку. Тогда и на другой день игра продолжится с неослабным интересом.
    В утренний отрезок времени нужно больше всего заботиться об играх в младших и средних грушах, поскольку игровые интересы детей этого возраста преобладают над обязанностями. Хорошо проводить хороводные игры с пением: "Ходит Ваня", «Выйди, Таня в кружок", "Каравай", "Заинька". Такие дидактические игры, как например, "Собери колесики", "Чудесный мешочек", «Цветная посуда", "Угадай, где растет». Музыкально-дидактические игры: "Ну-ка, угадай", "Узнай по голосу", "Что кукла делает", и др.
    Для старших детей утренний период не связан целиком с играми, так как значительное место отводится трудовым занятиям, ежедневно выполняемым детьми: поливанию цветов, уходу за животными, накрыванию стола к завтраку, дежурству по занятиям. Игра длится сравнительно недолго. Это игры с песком и водой в любое время года, в комнате и на воздухе, строительные игры, игры с игрушками, побуждающими детей к движению.
    Постепенно ролевые игры небольшими группами приобретают довольно формальный характер и начинают занимать определенное место в организации жизни детей, появляется больше групп играющих, группировки становятся прочнее, интересы определеннее. У детей старших групп опыт значительно больше, поэтому они приходят в детский сад с намерением заняться чем-то определенным. Многие берутся за любимые игрушки и "с места" развивают игру.
    В соответствии с этим важно дать детям возможность заняться теми играми, которые их увлекают. Это могут быть дидактические игры: "Какой предмет загадали", "Море волнуется", «Черное и белое", "Кому что нужно", "Времена года", "Подбери по цвету"; музыкально-дидактические игры: "Догадайся кто поет», "Бубен с погремушкой" и другие.
    Играют дети утром 20-30 минут. Направление игр после завтрака должно в значительной мере предусматривать характер содержание предстоящих занятий. Оно будет одним в том случае, если предстоят занятия по развитию речи, математике, рисованию, которые требуют от детей большой умственной нагрузки и сравнительно малоподвижной позы, другое направление игр - если занятия требуют от детей движений (занятия по физической культуре, музыкальные). Поэтому руководство играми не должно быть оторвано от задач дня. После завтрака "Программой воспитания в детском саду" для игр отводится 10-15 минут.
    Воспитатель в течение 8-10 минут между занятиями в средних, старших и подготовительных группах также создает определенные условия игр для детей. Опыт показывает, что правильно организованные игры в этот промежуток времени дают детям возможность хорошо отдохнуть. Но чтобы игры были действительно отдыхом, необходимо, чтобы они содержали лишь незначительную умственную нагрузку. Это игры с мелкими игрушками, мячом, легким конструктором, кольцебросом, кеглями, игры с пением, с движением.
    Согласно режиму детского сада после занятий проводится прогулка. Время прогулки - самый продолжительный период игры, он занимает 1 час 30 минут. Поэтому важно обеспечить разнообразие игр, их смену, позаботиться с том, чтобы дети много двигались и с удовольствием находились на улице, особенно в холодное время года.
    Одним из ведущих принципов организации игр на участке является сезонность. Опыт показывает, что при отборе подвижных игр и их проведении необходимо обязательно считаться с тем, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть дифференцированно с учетом состояния здоровья детей.
    Цель игр на прогулке - совершенствование основных движений детей, развитие быстроты и ориентация в пространстве, красоты движений, глазомера, формирование товарищеских чувств и отношений; содействие повышении жизнерадостности.
    В младшем дошкольном возрасте на прогулке проводятся такие подвижные игры, как "Мыши и кот", "Трамвай", "Поезд", "Кролики", "Попади в круг", "Обезьянки". В группах детей 6-го года жизни: «Сбей колпак", "Кто ловкий", "Догони свою пару", "Мышеловка", "Карусель", "Мы весёлые ребята", "Удочка", "Сбей мяч", "Охотники и зайцы", "Перебежчики».
    Организуются на участке и дидактические игры. Некоторые из них связаны с движением. Это такие игры, как: "Кому сколько", "Кому что нужно", "Подбери по цвету",
    Во время прогулки есть возможность развивать игры, требующие большого пространства, например, "Машины", "Самолеты", "Путешествия", "Праздники" и другие.
    Зимой воспитатель содействует организации игр по текстам литературных произведений, сюжет которых лучше всего развивается на фоне зимней природы, например в старших группах - по сказке "Зимовье зверей" из книги Н..Емельяновой, В.Житкова "На льдине", И.Винокурова "Сквозь буран", С.Сахарнова "Радисты" и другие; в подготовительной к школе группе на темы: сказки В.Одоевского "Мороз Иванович", произведений С.Баруздина "Страна где мы живем", С.Маршака "Москва", Б.Житкова 'Что я видел" и другие.
    Летом большое место в играх детей занимают песочные дворики, желтый влажный песок привлекает детей: из песка можно делать дорожки, сооружать мосты, воздвигать дома. Формочки, ведра, совки и другие игрушки целесообразно располагать тут же, около песочного дворика. Песок и вода - наиболее любимые детьми природные материалы. С интересом дети пускают плавать в надувных бассейнах разных уточек, рыбок. Большую пользу приносят детям такие игры как кегли, городки, кольцебросы, бильбоке, катание обручей, прокатывание шаров. В эти игры дети играют на спортивной площадке.
    Самое благоприятное время для проведения игр детей - 2-я половина дня. Задача воспитателя в вечерний отрезок времени - поддерживать и углублять интересы детей к определенному виду игр, обогащать чувства и переживания, приучать к труду. Условия игр вечером исключительно благоприятные, потому что дневной сон обеспечивает детям полный отдых.
    В эти часы воспитатель заботится о развитии сюжетно-ролевых игр, поощряет продолжение ранее начатых игр, помогает отдельным детям и группам детей в выборе новых игр, объединяет играющие коллективы, способствует развитию творческого воображения, инициативы, смекалки, выдумки. Вечером он поощряет желание детей делать игрушки для совместных игр, сооружать постройки из снега и льда, кататься на санках, коньках, велосипедах. Продолжительность игр вечером 1 час – 1 час 20 минут.
    Важным условием организации содержательной игровой деятельности в группе является правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий.
    Педагогический подход к вопросам оборудования игра поможет в любых условиях обеспечить подбор игрушек для всех игр, указанных в "Программе воспитания в детском саду» для каждой возрастной группы. Подбор, пополнение, организация, хранение игрушек для всех игр требует постоянной заботы заведующей, воспитателей дошкольных учреждений.
    Новая игрушка должна быть событием в группе. Каждую игрушку воспитатель должен показать всем детям, назвать ее, рассмотреть вместе с ними, дать детям подержать, потрогать, определить место постоянного хранения. А главное - научить детей развивать интересные, содержательные групповые и индивидуальные игры с этой игрушкой.
    Вот как может быть внесена кукла в среднюю группу.
    После экскурсии в медицинский кабинет воспитатель показывает две куклы в белых халатах и говорит: "В нашем городе открывается новая больница. К нам приехал новый доктор, Светлана Ивановна. Она очень хорошо лечит больных, они быстро выздоравливают. Больные любят её за внимание к каждому, Светлане Ивановне помогает очень заботливая медсестра Оля».
    Внося куклу таким образом, воспитатель будет воздавать яркие положительные образы людей, которым дети захотят подражать. Количество вносимых игрушек зависит от возраста детей. В младших группах можно вносить сразу по нескольку одинаковых игрушек, например, кукол, которым обязательно даются имена.
    У детей средней группы кругозор шире, чем у малышей, содержание игр глубокое, темы разнообразнее. Они физически крепче, их взаимоотношения в игре более сложны. Поэтому детям средней группы можно предложить кольцеброс, кегли. Их куклы уже могут изображать разнообразные профессии (кукла-почтальон, повар, моряк, врач). Вместе с детьми воспитатель готовит несколько смен белья, шьёт одежду, а также игрушки, с которыми дети могли бы развивать совместные игры - машины, наборы для игры в магазин, доктора, моряков. В старших и подготовительных группах куклы вносятся в соответствии с тематикой программных игр. Дети этих групп шире соприкасаются с жизнью, организованные игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в "Путешествия", "Театр", "Школу". Широко должны быть представлены технические игрушки. Дети старшего дошкольного возраста проявляют больший интерес к играм спортивного характера. Для этого необходимы небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как кегли, городки, детский крокет.
    Большое значение имеет расположение и хранение игрушек в групповой комнате. Игрушки, предназначенные для детей, должны находиться в их полном распоряжении. В часы игр дети имеют право брать любимые игрушки, которые им потребуются по ходу игры. Не следует сосредотачивать все игрушки в одном месте, удобнее, когда различные виды игрушек, расставлены в разных местах комнаты. Например, целесообразно располагать кукол на открытых полках, рядом с колясками, кукольным бельем. Транспортные игрушки (машины, тележки) рядом со строительным материалом, а мелкий строительный материал и игрушки к нему (фигурки животных, силуэты деревьев) - на полках.
    Настольно-печатные книги, мелкие дидактические игрушки удобнее хранить в шкафу. Особое внимание должно быть уделено хранению строительных материалов и конструкторов. Для них желательно иметь специальную полку или открытый шкаф с отделениями для каждого вида однородных деталей. Это помогает детям подбирать нужные формы для задуманного сооружения, использовать отдельные из них для основания, стен, крыши и т.д. Некоторые настольные строительные материалы (например набор Могилевского), требуют хранения в ящиках в определенном месте.
    Продуманное хранение и размещение игрушек в групповой комнате способствует развитию и обогащению содержания игр, приучает детей к порядку, аккуратности и самостоятельности, воспитывает культурные привычки: умение бережно обращаться с игрушками, убирать их на место. Привлечение детей к уборке игрушек, а старших и к починке их, воспитывает трудолюбие, формирует правила общественного поведения детей.
    Для того, чтобы дети могли содержательно играть, необходимо отвести в комнате, на участке, на веранде постоянное место, научить детей оборудовать его, не мешая другим. Для игр желательно иметь подвижные ширмы, силуэты различных машин, самолетов, вагонов, домов и т.п., помогающих детям оборудовать соответствующее место для игры.
    Детям нужны не только готовые игрушки и атрибуты. Не меньшую ценность для них представляет материал, их которого можно быстро изготовить игрушку, нужную для развития того или иного сюжета (фонендоскопы, бинокли, спасательные круги и т.д.). Материалы для самоделок хранятся в группе в закрытом шкафу.
    Таким образом, все виды игр важны дня всестороннего воспитания детей. Чем разнообразнее игры в группе и руководство ими со стороны воспитателя, тем богаче и интереснее протекает жизнь детей, тем больше возможностей для реализации программных задач и всестороннего развития личности дошкольников.