
|
Модуль
4.
Основы
теории и методики управления воспитательным процессом в условиях
образовательного учреждения
|
Тема 4.3:
Эффективность воспитательного процесса: критерии и показатели результативности
воспитания в условиях образовательного учреждения.
Основные
понятия:
Эффективность воспитательного
процесса, критерии и показатели результативности воспитания.
1. Результативность воспитания в условиях
образовательного учреждения.
Одной из наиболее сложных проблем в организации управления в области воспитания
является мониторинг эффективности воспитательного процесса в условиях
образовательного учреждения.
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных
результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. (Е.Н.
Степанов)
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания :
1. определение цели и задач изучения;
2. подбор критериев и показателей результативности процесса воспитания;
3. выбор методик для изучения;
4. подготовка диагностического инструментария;
5. проведение исследований;
6. анализ и оценка результатов исследования.
Особое значение в процессе организации изучения эффективности воспитательного
процесса имеет этап подбора критериев и показателей. Содержание критериев и
показателей обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом.
Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса
становятся сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность
учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в учебном заведении и др.
Так, для определения уровня сформированности воспитательной системы школы
используется две группы оценок:
• критерии факта – позволяют определить, есть ли в данной школе воспитательная
система;
• критерии качества – дают представление об уровне ее сформированности и
эффективности.
Критерии
Показатели |
Критерии факта |
Критерии качества |
1.
2.
3.
|
- Упорядоченность жизнедеятельности школы;
- Наличие сложившегося школьного коллектива;
- Концентрация педагогических усилий
|
- Степень реализации педагогической концепции
воспитательной системы;
- Психологический климат школы;
- Уровень воспитанности учащихся.
|
Данные критерии могут быть конкретизированы применительно к
той или иной воспитательной системе.
В основе анализа эффективности воспитательного процесса должна быть положена
система диагностики состояния воспитательной деятельности.
Схема, отражающая ее содержание, может выглядеть следующим
образом (Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы. – М., 2003).

 |
Опираясь на научные разработки, в качестве критериев
анализа эффективности условий воспитания в образовательном учреждении,
можно выделить следующие:
• состояние субъектов воспитания;
• состояние процесса воспитания;
• состояние результатов воспитания.
Установите соответствие предложенных показателей эффективности
воспитательного процесса каждому названному критерию. |
Критерии |
Показатели |
состояние субъектов воспитания |
• Ценностные ориентации
педагогов
• Уровень презентаций достижений педагогов
• Характеристика изменений в культуре организации
• Социально-психологический климат
• Занятость учащихся во внеурочное время
• Отношения родителей к школе
• Организованность
• Состояние личностного развития ученика (выпускника) образовательного
учреждения
• Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом воспитания
• Уровень презентаций достижений учащихся |
состояние процесса воспитания |
состояние результатов воспитания
|
Приложение № 1.
А.В. Гаврилин,
зав. кафедрой педагогического
менеджмента ВОИУУ, д.п.н., профессор
Рекомендации по разработке программы развития ВСШ (Гаврилин А.В. Рекомендации по
разработке программ развития школ // Школьное планирование. № 1. 2002).
Создание в школе воспитательной системы – это целенапраленный и управляемый
процесс. Его реализация возможна только в том случае, если в педагогическую
программу развития заложена модель гуманистической воспитательной системы.
Структура программы включает в себя три основных принципиальных раздела:
аналитический, концептуальный и содержательный (практический).
В первом разделе комплексно оценивается состояние дел в школе, уровень развития
ее воспитательной системы, потенциал единого воспитательного коллектива;
диагностируются особенности первичных коллективов; выявляются тенденции
внутреннего развития воспитательной системы и отношений с социумом; делаются
аналитические выводы и ставятся задачи развития. Аналитический материал
целесообразнее показать через таблицы, графики, диаграммы.
Во втором блоке, исходя из выявленного потенциала и внутренних тенденций
развития, опираясь на систему определенный принципов и основополагающих
педагогических идей, моделируется будущее состояние воспитательной системы
школы; формулируется генеральная цель развития школы и критерии достижения этой
цели. Все составляющие программы должны быть подчинены главной (педагогической)
цели: создание необходимых условий для самоопределения, развития и
самореализации личности воспитанника и педагога.
В третьем разделе определяется деятельность, которая необходимо поэтапно
осуществить, чтобы от сегодняшнего состояния перейти к моделированию. Здесь же
определяется ресурсное обеспечение программы (кадровое, финансовое,
материально-техническое, временное).
Идеи и теоретические положения, заложенные в концептуальном блоке (в «малой
педагогической концепции школы» - В.А. Караковский), во многом не только
определяют характер воспитательной системы школы (гуманистический или
авторитарный), но и саму возможность возникновения и развития ВСШ.
Педагогическое познание начинается с моделирования в виде идеализированного
объекта, поскольку нет школы «вообще», а есть конкретные дети и взрослые с
определенными взаимоотношениями и образом жизни, в конкретных условиях.
Воспитательная система школы есть сложная, неравновесная, саморазвивающаяся
система. Применение к ВСШ методов социального или экономического долгосрочного
планирования безрезультатно, поскольку многообразие, тонкость и неповторимость
воспитательных взаимодействий в системе задают такое количество переменных,
которое невозможно не только описать, но даже однозначно выделить. Поэтому дать
точный прогноз развития воспитательной системы школы на длительный срок
(например, на 8-10 лет) невозможно. Таким образом, содержанием прогноза,
рассчитанного на краткий период времени (до 3-х лет), могут быть только
следствия из действительно протекающих процессов.
Следует отметить, что реализация модели ВСШ тесно связана с практической
воспитательной деятельностью (в которую мы включаем и управление развитием
воспитательной системы). С одной стороны, модель определяет или может определять
направления деятельности, с другой, она является объектом проверки и текущей
коррекции, обусловленной действием непредусмотренных факторов, которые изменяют
предвиденное развитие событий. Реализация модели через системный подход идет
путем непрерывных изменений в школе, адекватных разработанной педагогической
(малой) концепции, которая отвечает творческим запросам педагогов и учащихся,
чаяниям родителей. По сути дела, это и есть режим развития школы – то есть режим
реализации модели.
При разработке программы развития ВСШ необходимо создать «эффект
сопричастности». Иными словами, программа должна разрабатываться всем
коллективом, с привлечением родителей и старшеклассников.
Оценка разработки самой программы программы развития возможна по следующим
показателям:
1. Целеполагание.
2. Реалистичность.
3. Системность.
4. Контролируемость.
5. Корректируемость.
6. Концептуальность.
Практический раздел целесообразно оформлять в виде таблицы.
Направления деятельности
(задачи) |
Конкретные действия по решению
задач (мероприятия) |
Ресурсное обеспечение |
Кадровое |
Временное |
Финансовое |
Материально-техническое |
1… |
1.1…
1.2… |
|
|
|
|
2… |
2.1…
2.2…
И т.д. |
|
|
|
|
Утверждается программа на педагогическом
совете и общешкольной родительской конференции.
В некоторых территориях практикуется защита руководителем своей программы
развития в органах управления образованием, а затем – дальнейшее грантовое
(дополнительное) финансирование программы.
Литература.
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М., 2001.
2. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.
3. Кузнецова Н.В. Изучать, чтобы воспитывать. – М., 1984.
4. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. - М.,
1981.
5. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность,
содержание, управление. – М., 2003.
6. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 1990.