Модуль 4.
Основы теории и методики управления воспитательным процессом в условиях образовательного учреждения

Тема 4.3: Эффективность воспитательного процесса: критерии и показатели результативности воспитания в условиях образовательного учреждения.

Основные понятия:
Эффективность воспитательного процесса, критерии и показатели результативности воспитания.

Используемые обозначения:
- задания до чтения текста
- задания во время чтения текста - задания после чтения текста
 

1. Результативность воспитания в условиях образовательного учреждения.
Одной из наиболее сложных проблем в организации управления в области воспитания является мониторинг эффективности воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения.
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. (Е.Н. Степанов)
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания :
1. определение цели и задач изучения;
2. подбор критериев и показателей результативности процесса воспитания;
3. выбор методик для изучения;
4. подготовка диагностического инструментария;
5. проведение исследований;
6. анализ и оценка результатов исследования.
Особое значение в процессе организации изучения эффективности воспитательного процесса имеет этап подбора критериев и показателей. Содержание критериев и показателей обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом. Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в учебном заведении и др.
Так, для определения уровня сформированности воспитательной системы школы используется две группы оценок:
• критерии факта – позволяют определить, есть ли в данной школе воспитательная система;
• критерии качества – дают представление об уровне ее сформированности и эффективности.

 Критерии

Показатели

Критерии факта Критерии качества

1.

2.

3.

  • Упорядоченность жизнедеятельности школы;
  • Наличие сложившегося школьного коллектива;
  • Концентрация педагогических усилий
  • Степень реализации педагогической концепции воспитательной системы;
  • Психологический климат школы;
  • Уровень воспитанности учащихся.


Данные критерии могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе.
В основе анализа эффективности воспитательного процесса должна быть положена система диагностики состояния воспитательной деятельности.

Схема, отражающая ее содержание, может выглядеть следующим образом (Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы. – М., 2003).


Опираясь на научные разработки, в качестве критериев анализа эффективности условий воспитания в образовательном учреждении, можно выделить следующие:
• состояние субъектов воспитания;
• состояние процесса воспитания;
• состояние результатов воспитания.
Установите соответствие предложенных показателей эффективности воспитательного процесса каждому названному критерию.

Критерии Показатели
состояние субъектов воспитания • Ценностные ориентации педагогов
• Уровень презентаций достижений педагогов
• Характеристика изменений в культуре организации
• Социально-психологический климат
• Занятость учащихся во внеурочное время
• Отношения родителей к школе
• Организованность
• Состояние личностного развития ученика (выпускника) образовательного учреждения
• Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом воспитания
• Уровень презентаций достижений учащихся
состояние процесса воспитания
состояние результатов воспитания
 

Приложение № 1.

А.В. Гаврилин,
зав. кафедрой педагогического
менеджмента ВОИУУ, д.п.н., профессор

Рекомендации по разработке программы развития ВСШ (Гаврилин А.В. Рекомендации по разработке программ развития школ // Школьное планирование. № 1. 2002).

Создание в школе воспитательной системы – это целенапраленный и управляемый процесс. Его реализация возможна только в том случае, если в педагогическую программу развития заложена модель гуманистической воспитательной системы.
Структура программы включает в себя три основных принципиальных раздела: аналитический, концептуальный и содержательный (практический).
В первом разделе комплексно оценивается состояние дел в школе, уровень развития ее воспитательной системы, потенциал единого воспитательного коллектива; диагностируются особенности первичных коллективов; выявляются тенденции внутреннего развития воспитательной системы и отношений с социумом; делаются аналитические выводы и ставятся задачи развития. Аналитический материал целесообразнее показать через таблицы, графики, диаграммы.
Во втором блоке, исходя из выявленного потенциала и внутренних тенденций развития, опираясь на систему определенный принципов и основополагающих педагогических идей, моделируется будущее состояние воспитательной системы школы; формулируется генеральная цель развития школы и критерии достижения этой цели. Все составляющие программы должны быть подчинены главной (педагогической) цели: создание необходимых условий для самоопределения, развития и самореализации личности воспитанника и педагога.
В третьем разделе определяется деятельность, которая необходимо поэтапно осуществить, чтобы от сегодняшнего состояния перейти к моделированию. Здесь же определяется ресурсное обеспечение программы (кадровое, финансовое, материально-техническое, временное).
Идеи и теоретические положения, заложенные в концептуальном блоке (в «малой педагогической концепции школы» - В.А. Караковский), во многом не только определяют характер воспитательной системы школы (гуманистический или авторитарный), но и саму возможность возникновения и развития ВСШ.
Педагогическое познание начинается с моделирования в виде идеализированного объекта, поскольку нет школы «вообще», а есть конкретные дети и взрослые с определенными взаимоотношениями и образом жизни, в конкретных условиях. Воспитательная система школы есть сложная, неравновесная, саморазвивающаяся система. Применение к ВСШ методов социального или экономического долгосрочного планирования безрезультатно, поскольку многообразие, тонкость и неповторимость воспитательных взаимодействий в системе задают такое количество переменных, которое невозможно не только описать, но даже однозначно выделить. Поэтому дать точный прогноз развития воспитательной системы школы на длительный срок (например, на 8-10 лет) невозможно. Таким образом, содержанием прогноза, рассчитанного на краткий период времени (до 3-х лет), могут быть только следствия из действительно протекающих процессов.
Следует отметить, что реализация модели ВСШ тесно связана с практической воспитательной деятельностью (в которую мы включаем и управление развитием воспитательной системы). С одной стороны, модель определяет или может определять направления деятельности, с другой, она является объектом проверки и текущей коррекции, обусловленной действием непредусмотренных факторов, которые изменяют предвиденное развитие событий. Реализация модели через системный подход идет путем непрерывных изменений в школе, адекватных разработанной педагогической (малой) концепции, которая отвечает творческим запросам педагогов и учащихся, чаяниям родителей. По сути дела, это и есть режим развития школы – то есть режим реализации модели.
При разработке программы развития ВСШ необходимо создать «эффект сопричастности». Иными словами, программа должна разрабатываться всем коллективом, с привлечением родителей и старшеклассников.
Оценка разработки самой программы программы развития возможна по следующим показателям:
1. Целеполагание.
2. Реалистичность.
3. Системность.
4. Контролируемость.
5. Корректируемость.
6. Концептуальность.
Практический раздел целесообразно оформлять в виде таблицы.

Направления деятельности
(задачи)
Конкретные действия по решению задач (мероприятия)

Ресурсное обеспечение

Кадровое Временное Финансовое Материально-техническое
1…
1.1…

1.2…

       
2…
2.1…
2.2…
И т.д.
       

Утверждается программа на педагогическом совете и общешкольной родительской конференции.
В некоторых территориях практикуется защита руководителем своей программы развития в органах управления образованием, а затем – дальнейшее грантовое (дополнительное) финансирование программы.

Литература.

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М., 2001.
2. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.
3. Кузнецова Н.В. Изучать, чтобы воспитывать. – М., 1984.
4. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. - М., 1981.
5. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М., 2003.
6. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 1990.