Программа элективного курса

“История и культура Владимирского края”
(английский язык )
для VIII лицейского социально – гуманитарного класса

Автор: Малкина Р.И.
учитель английского языка
школы № 31
г. Владимир


Пояснительная записка

В основе обучения иностранному языку – коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры, т.е. содержанием образования является культура, как система духовных и материальных ценностей, наполненных обществом во всех сферах – от быта до философии.

Модернизация школьного образования, которая проводится в России, связывается, прежде всего, с обновлением содержания образования. Это имеет очень важное значение и широкую перспективу использования, особенно в условиях гуманитарного лицейского образования. Она предусматривает повышение качества подготовки учащихся за счёт расширения информационного поля, а главное – достижение образовательных целей за счёт приобщения к иной культуре, истории, литературе, искусству, расширение кругозора учащихся, создание условий для познания богатства мировой культуры. Все это предполагает усвоение учащимися знаний о своей “Малой Родине, своем крае, его истории и культуре, как составляющей единой Мировой культуры”. Образовательные цели реализуются за счет ориентации на познание богатства мировой культуры, приобщение к которой находится в прямой зависимости от степени владения учащимися своей родной культурой.

В школе XXI века содержание образования принимается не как “сами по себе знания, умения и навыки”, а как человеческая культура, которая находит в них отражение. Это даёт возможность формировать у учащихся целостную картину мира, где иностранный язык – средство познания этой картины мира.

Овладение учащимися ценностями родной культуры делает их восприятие иных культур более точным, глубоким и всесторонним, т.е. реальная, межкультурная коммуникация как форма общения представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда значительное место отводится родной национальной культуре, её пропаганде.

Предполагаемая программа призвана помочь учащимся осознать особенности, уникальность и богатство культуры Владимирского края. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Она вызывает интерес учащихся уже при презентации данного курса ( обычно презентацию проводят или студенты иностранных языков или старшеклассники, которые занимались по этой программе ранее ). Выбор предложенной программы – добровольный для учащихся и их родителей. Программа предполагает использование методов активного обучения ( проекты, рефераты, использование Internet, информационных материалов, составление экскурсий на языке, исследовательские методы ).

Этот элективный курс составлен совместно с сотрудниками Владимиро – Суздальского Музея – Заповедника.

Владимирский край – уникальный по своим историческим и культурным ценностям. Наш край – центр зарождения русской народности, где “диалог культур” существовал с незапамятных времен. Только на Владимирской земле сохранились памятники Белокаменного Зодчества ( XI в.), где ученые XXI века находят следы итальянской архитектуры (опять диалог культур!); здесь существовала своя школа иконописи ( фрески Рублева ), т.е. информационное поле – огромно! И этим объясняется поток туристов в наш Край ( за 2003 год – 1 млн. туристов). У наших учащихся есть возможность узнать подробно ( буквально потрогать их ) об этих памятниках на 2 языках ( родном и английском ) от профессиональных экскурсоводов и, главное, составить эти проекты – экскурсии самим ( практическая направленность ) и проводить их на английском языке для своих гостей, сверстников, друзей, т.е. результаты обучения ожидаемы и достижимы.

В основе курса – метод проектов, в чем большая заслуга Института Усовершенствования Учителей. На базе кабинета иностранных языков были организованы проблемные курсы, посвященные творчеству в работе учителя и развитию его исследовательской культуры, где проектная методика играет важную роль.

Предложенная программа отвечает основным принципам метода проектов:
1) связь идеи проекта с реальной жизнью ( My native city );
2) интерес к выполнению проекта со стороны учащихся;
3) нацеленность на конечный результат – экскурсия; профессия экскурсовода актуальна и в наши дни.

Метод проектов, используемый в программе, предполагает и самостоятельное добывание знаний. Он сочетает коллективную и индивидуальную работу над проектом и имеет практическую направленность.

Программа реалистична, если учитель любит и знает свой край, ищет все возможности, чтобы дети выросли настоящими патриотами своей Родины, чтобы они практически могли использовать иностранный язык для общения.

Тематическое планирование.

1
Владимирская Школа Белокаменного Зодчества
(беседа на русском языке с использованием наглядности)
1 час
Малкина Р.И.
2
Отработка лексики по теме, составление сообщений об основах школы Белокаменного Зодчества на английском языке
1 час
Малкина Р.И.
3
а) Экскурсия на русском языке: Дмитриевский Собор (резьба, архитектура, история)
б) Экскурсия на английском языке: Дмитриевский Собор (резьба, архитектура, история)

2 часа

1 час

Глазков М.Ю.

Локтионова И.И.

4
Работа над проектом: What do the Carvings of Sn’t Dmitry cathedral symbolize ? (в досье)
1 час
Малкина Р.И.
5
Обсуждение материалов экскурсии, новая лексика, отработка структур (специфика)
1 час
Малкина Р.И.
6
Экскурсия: Успенский Собор – Памятник Белокаменного Зодчества
 
7
Владимирская школа иконописи в интерьере Успенского Собора.
Фрески Рублева
1 час
Глазков М.Ю.
(русский язык)
Локтионова И.И.
(англ. язык)
8
Индивидуальные проекты
What is Assumption Cathedral famous for ?
1 час
Малкина Р.И.
Инд. Консультация
9
Работа со справочной литературой (рефератами выпускников по теме, Internet, путеводители)
1 час
 
10
Просмотр фильма (выпускники 98г.) “Экскурсия по г. Владимиру, его памятники Белокаменного Зодчества”, обсуждение фильма и составление аннотации .
2 часа
Малкина Р.И.
11
Церковь Покрова на Нерли – памятник истории и архитектуры (экскурсия, работа со справочниками по теме на английском языке).
2 часа
Рагозянов Ю.В.
Малкина Р.И.
12
Экскурсия по городу (на английском языке)
Золотые Ворота, Красная Церковь, Никитская Церковь (экскурсовод Малкина Р.И.)
Княгинин Монастырь, здание Драматического Театра – история, черты Белокаменного Зодчества в архитектуре.

2 часа

1 час

Локтионова И.И.
13
Коллективный проект (защита).
Какие архитектурные стили не относятся к Владимирской школе Белокаменного Зодчества? (почему?)
Муз.
центр
1 час
Серебрякова М.А.
Малкина Р.И.
Студенты ВГПУ
(ин. язык)
14
Заключительное занятие – Круглый стол в Музейном Центре
1) Защита проектов по теме: “What have you learned about the monuments of WSA of your city?”
2) Презентация видеозаписи экскурсии “История и культура Владимирского края” (на английском языке) для одноклассников
1 час
Серебрякова М.А.
Малкина Р.И.
Студенты ВГПУ
(ин. язык)
Выпускники
школы
Князева Н.В.
Итого:
17 час
 

Содержание курса.

История и культура Владимирского края

1. Владимирская школа Белокаменного Зодчества, (Кидекша, 1-й храм этой школы – храм Бориса и Глеба), история создания памятника, характерные особенности, элементы украшения.

2. Резьба Дмитриевского Собора – шедевр мировой архитектуры (библейские мотивы в резьбе Дмитриевского Собора, сравнительные методы резьбы XI – XIX веков).

3. Успенский Собор – главный Собор Руси в XII веке (Андреевский Собор), его уникальность, росписи А.Рублева, захоронения.

4. Церковь Покрова на Нерли – гимн белокаменному зодчеству Владимирского Края ! (project why?) ( Выбор места, история создания, назначение ).

5. Золотые Ворота – символ древнего и современного Владимира! (project why?) ( Героическое прошлое края – галерея героев Великой Отечественной Войны, диарама “Взятие Владимира татарами”. (английский язык) ).

6. Черты Белокаменного Зодчества в здании Владимирского Драматического Театра (исследовательская деятельность учащихся).

7. Поздние архитектурные памятники г. Владимира (Красная Церковь, Никитская Церковь, Собор Княгинина Монастыря), их место в архитектурном ансамбле Владимира.

8. Символы Владимирской школы Белокаменного Зодчества (фильм в Музейном Центре), работа над проектами по выбранной теме.

9. Защита проектов по выбранной теме (Круглый стол).

Форма итогового контроля:

Итоговый контроль проходит на заключительном уроке курса в форме ролевой игры.

Перечень формируемых знаний, умений, навыков

Учащиеся должны:

 

1. Расширить знания об истории, культуре, самобытности Владимирского края;

2. Совершенствовать знания, умения и навыки по английскому языку в рамках базового курса, а также овладеть новой лексикой по теме;

3. Сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой, использовать полученную информацию в практической деятельности;

4. Научиться решать коммуникативные задачи, необходимые для ведения диалогов, полилогов, дискуссий;

5. Воспитать в себе чувство национальной самобытности, что способствует лучшему осознанию особенностей родной культуры;

6. Уметь готовить и защищать проекты по избранной теме.

Литература (для учителя )
(дополнительные источники информации )

1. Сафонова В.В. « Социокультурный подход к обучению иностранным языкам »

2. Душсина Т.В. « Проектная методика на уроках иностранного языка »

3. Пассов Е.И. « Коммуникативное иноязычное образование; концепция развития индивидуальности в диалоге культур »

4. Информационно – методические материалы научного отдела Музея – Заповедника

5. Аксёнова А.И. ( Генеральный Директор Музея – Заповедника )

« История. Судьба. Музей »

6. Любимов « Культура Древней Руси » т. I


Литература ( для учащихся )

1. Голицын « Сказание о белых камнях »

2. В.Солоухин « Чёрные доски »

3. История Владимирского края ( учебник )

4. В.Струков « Золотое кольцо России »

5. И. Столетов « Наш край: Прошлое, настоящее, будущее »

Приложение к пояснительной записке

Впервые программа составлялась как программа для факультативного курса в 1998 году. Результатом работы по этой программе явилось представление видео-фильма на английском языке “Экскурсия по Владимиру, знакомство с его архитектурными памятниками”. Этот фильм использовался при работе над проектом “Моя школа – Европейская школа “ и на его основе была подготовлена заочная экскурсия “Литературный тур по Владимирскому краю”, где экскурсоводами выступали учащиеся 11 класса ( материалы опубликованы в региональной методической газете “Наша школа”, май 2002 г. ).

С 2000 года в школе разработаны модели лицейского экономико – математического и социально – гуманитарного образования. Начиная с 8 класса производится набор учащихся в эти классы. Разработана система мер по обеспечению повышенного уровня подготовки, и по иностранному языку тоже.

Хотя сетка часов ( 3 часа в неделю ) такая же, но обеспечение повышенного уровня достигается и за счет элективных курсов ( или специальных курсов ) по выбору учащихся и их родителей. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах ( региональный компонент ) и имеет практическую направленность.

Элективная программа представлялась на курсах в Институте Усовершенствования Учителей. Кабинет Иностранных языков рекомендует программу к использованию в гуманитарно – лицейских классах. В 1999 году программа была опубликована в научно – методическом сборнике “Лицейское образование в школе адаптивного типа”, часть II, под редакцией Шалыгиной И.А..

Программа “История Владимирского края” и обобщение работы по ней ( проекты, отзывы, видеоматериалы ) были использованы Владимирским Музеем – Заповедником при оформлении документов на защиту для получения премии Президента Российской Федерации В.В.Путина за создание Детского Музейного Центра для учреждений дополнительного образования.

Как правило, учащиеся, которые занимаются по этой программе, в дальнейшем пишут рефераты по темам, связанным с ней, и защищают их на итоговой аттестации, а также выступают на школьных и городских научно – практических конференциях.

Темы рефератов, которые представлены в кабинете английского языка:

1) Роль Владимиро – Суздальского историко – архитектурного Музея – Заповедника в культурной жизни России. ( А.Серебрякова, студентка литературного факультета ВПУ, внештатный экскурсовод музея, 1999 год );

2) Троица Андрея Рублева – символ единения Древней Руси; его актуальность в наши дни. ( Ю.Плевако, студентка ВПУ, музейное дело, 1999 год );

3) Целостность Владимирского края, как центра русской духовности и культуры. Явления, способствующие возрождению и дальнейшему процветанию исторического комплекса региона. ( А.Лимонова, студентка ВГПУ, 1999 год );

4) Владимирский Драматический театр им. Луначарского – продолжатель культурных традиций края. ( Ю.Савельева, студентка ВПУ, 2003 год );

5) Успенский Собор – символ расцвета школы Белокаменного Зодчества. ( О.Буланова, ученица 10 класса, 2002 – 2004 гг. ).

к списку авторов