программа элективного курса:

  «Решение задач с параметром и модулем»

автор программы:

Мартынова Светлана Вячеславовна,

 учитель математики.

СОШ №2 п. Ставрово, Собинского района,

 Владимирской области.

 

Пояснительная записка

 

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин   и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии существенным образом связанных с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов.

Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по математике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включение курса «Решение задач с модулем и параметрами». Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

Факультатив предназначен для учеников 9 класса, собирающихся сдавать экзамен в 10 класс с углубленным изучением математики.

Основная задача факультатива как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя факультатива, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

В настоящее время на экзамены за курс основной школы и на вступительных экзаменах предлагаются задачи и примеры с модулем и параметрами решения, которых вызывает у учащихся затруднения. Поэтому данные темы я взяла для изучения.

 

 

Требования к уровню усвоения содержания курса.

 

В результате изучения данных тем учащиеся должны уметь:

 

- прочно усвоить понятие модуль числа;

- уметь решать уравнения, содержащие абсолютную величину;

- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;

- уметь решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;

- строить графики уравнений, содержащие модули;

- уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;

- уметь решать неравенства с параметром.

 

Содержание.

Раздел I. Решение задач с модулем.

- Понятие модуля. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Решение уравнений.

- Функция Y=|x|. Построение графиков функций, связанных с модулем.

 

Раздел II. Решение задач с параметрами.

- Линейное уравнение с одним неизвестным. Линейное уравнение с параметром. Решение рациональных уравнений с параметром.

- Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Основные приемы решения уравнений, неравенств, содержащих параметры.

 

Формы контроля.

Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.

В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.

Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.

 

 Тематический план

 

№п/п

Содержание.

Количество часов

Раздел I.

Решение задач с модулем.

17 ч.

Тема 1.

Понятие модуля.

1ч.

Тема 2.

Уравнения, содержащие абсолютные величины.

3ч.

Тема 3.

Неравенства, содержащие абсолютные величины.

3ч.

Тема 4.

Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины.

4 ч.

Тема 5.

Графики уравнений с модулями.

4 ч.

Тема 6.

Тестовая работа.

2 ч.

Раздел II.

Решение задач с параметрами.

17 ч.

Тема 1.

Знакомство с параметрами.

1ч.

Тема 2.

Уравнение первой степени с одним неизвестным.

2ч.

Тема 3.

Линейное неравенство.

2ч.

Тема 4.

Квадратные уравнения.

2ч.

Тема 5.

Квадратные неравенства.

2ч.

Тема 6.

Линейные уравнения и неравенства с модулем.

2ч.

Тема 7.

Квадратные уравнения и неравенства с модулем.

2ч.

Тема 8.

Линейные системы с двумя переменными.

2ч.

Тема 9.

Тестовая работа.

2ч.

 

 

Приложение 1.

 

 

 

Раздел I.  Решение задач с модулем (17 часов).

 

Основная цель:

 

- познакомить учащихся с основными приемами решения уравнений и неравенств, содержащих абсолютные величины;

- познакомить учащихся с основными приемами построения графиков уравнений, содержащих модули.

 

Задачи для самостоятельного решения.

 

Тема 2: Уравнения, содержащие абсолютные величины.

 

  1. Решить уравнения.

 

  1. | x+5| = |10+x|

  1. 5/3-|x-1|=|x|+2

  1. |3x+1|+x=9

  1. |x-4,2|*(x-4,2)=-1

  1. |x-3|+2|x+1|=4

  1. (2x-1)*(|x|+1)=3

  1. |3x-1|=7x+11

  1. X+1/|x-3|=2x

  1. |7x-1|=|2x+4|

  1. |x+2|/3=x+2/5+x

  1. |x+1|+|2-x|=|x+3|

  1. 2|x+1|=|x-3|

  1. x2=|1-2x2|

  1. 2|x2+2x-5|=x-1

  1. |9x-8|=4x+1

  1. |x+1|-|x-2|+|3x+6|=0

  1. |x2-6x+7|=|3x-11|

  1. |x2-4|-|9-x2|=5

  1. |x+3|+|2x-1|=8

  1. |x-|2x+3||=3x-1

  1. |5-x|=2(2x-5)

  1. ||x+4|-2x|=3x-1

  1. |5-2x|+|x+3|=2-3x

  1. |x2-3x+2|+x/|x2-x|+1=1

  1. |5-x|+|x-1|=10

  1. |x2-4x|+3/x2+|x-5|=1

  1. |x+2| =  2/3-x

  1. |-2x-|3x+4|+5|=1-5x

  1. |x2+4x+2|=5x+16/3

 

 

  

Тема 3: Неравенства, содержащие абсолютные величины.

 

  1. Группа А.

Решить неравенства и указать наименьшее целое положительное решение для каждого из них:

 

  1. |x| < 3

  1. |x| > 1

  1. |x-3| < 2

  1. |x+1|  > 1

  1. |x+2|  > -2

  1. |x-3| < -1

  1. |x-7| ≤ 0

  1. |x-2| * (x-1) >  0

  1. |3x-2,5| ≤  2

  1. |5-2x|  > 1

 

 

 

Группа B.

Решить неравенства и указать наименьшее целое положительное решение для каждого из них:

 

  1. |2x2-9x+15| ≥  2

6.   x2 - |5x+6|  > 0

  1. |3+x| ≥  x

7.   |x-9|  ≤  0

  1. 1/|x|   ≥  1/3

8.   |x2+5x|  <  6

  1. |x3-1| * (x-9)  <  0

9.   |x| + |x+3|  <  5

  1. |x-2|+|x+2|   ≤   4

10. |2x-1| + |x-3|   ≤ 4

 

  1. Решить неравенства:

 

1. ||x-3|-2|  ≤ 1

4. ||3x-4|-5|   >1

2. ||2x-1|-2| >   3

5.  2x2+3/x2+x+ |4x2+6/x2+x|  <  6

3. ||x-4|-2|  <  3

6.  5-|x|/x2+|x|-2   ≥  |x|-5/x2-1

 

  1. Для каждого значения а решите неравенство:

 

|x-3|  <  a

|x+5|   >  a

|x-2|  ≤  a

|3-2x|  ≥  a

 

 

Тема 4: Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины.

 

  1. Решить систему неравенств:

 

      |x-1|   ≤ 2

      |x-4|  ≥  5

 

 

|x-4|   <    x-3

|x-1|+|x-2|+|x-3|   <  6

      |x-5|  ≤  3

      |x-4|  ≥  2

 

|2x-1|   <  5

x+3/x-2  ≤   0

      3-2x  <  2-x

        - 6   ≥ - 3x

      3x-2  ≥   5x-9

      |x-4|   <  1

3x-2/2-x/3    ≥   2-x/6

|x|  ≥  1-1-3x2/x-4

      - 2x   <   5

      x-3    <   1- x/2

      2 (1-x/4)  <   3

       |x-3|   ≤  2

 

X   ≤ 3-1/x-1

|x-1|  <   4

   3x-2   <  x+6

   3-2x   >  x/2-4

   |x-7|+|x-9|  <   15

X+7/x-5+3x+1/2  ≥   0

|5-x|    ≤   2

 

 

Тема 5: Графики уравнений с модулями.

 

  1. Построить график уравнения:

 

Y= |x2-4|

Y= (5-|x|) * (|x|+1)

Y= x2-2|x|

Y= (5-|x|) * (x+1)

Y= |||x|-2|-2|

Y= ||x|-3|

Y= |2x-4|

Y= |||x|-3|-3|

Y=|x2-3|

Y= |x-1|/x-1

Y= |x2-x-2|

Y= |x+2|/x+2*(3-x)

Y= 6/|x|

Y= |x+1|/x+1*x+1-x/|x-1|

Y= |x|-2

 

 

 

Раздел II. Решение задач с параметрами (17 часов).

 

Основная цель: познакомить учащихся с основными приемами решения уравнений, неравенств, содержащих параметры.

 

Задачи для самостоятельного решения.

 

 

  1. Решить уравнение:

 

(a2-1)x = a2 – a -2

3x+9= a(a-x)

2x-b/x-2 = 0

4+mx=3x+1

(x-2)*√x-a=0

mx-3/x-1=0

3/kx-12=1/3x-k

mx+1=x + m

a/3a+x = 2/b+x

2mx+5/x-10 = 0

ax+2x+3-1-x

a3-1/a3+1- a(x-1)+a2-x/a(x-1)-a2+x

40x+ 2a = √a-2+ √a +36x

 

 

  1. Решить неравенство:

 

x-2(a-1/a)    ≤   2/3a (x+1)

a2x+1/2- a2x+3/3   <  a+9x/6

2ax+5      >      a+10x

ax+1/3 – x-4a/2    ≥   a2/6

mx   >    1+3x

mx-6   ≤    2m-3x

x-5    >   nx-1

x2+ax+1    >  0

5+kx   ≤  5x+k

2a/x- 1/x-1   >    1

 

Литература.

  

  1. Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов»; Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением курса математики: М., «Просвещение», 1992 год.

  2. Родионов Е.М. «Решение задач с параметрами»: М.П. «Русь – 90»: М., 1995 год.

  3. Симонов А.Я., Бакаев Д.С. и др. «Система тренировочных задач и упражнений по математике»: М., «Просвещение», 1991 г.

  4. Шарыгин М.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач»: М., «Просвещение», 1983 год.

  5. Л.И. Звавич и др. «Задания для проведения письменного экзамена по математике  в 9 классе. Пособие для учителя»:М., «Просвещение», 1996 год.

к списку авторов