Искусство понимания художественного текста

 

Амоскина Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

СОШ № 1 г. Радужный

Владимирской области

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа призвана подготовить учащихся 9-х классов к восприятию художественного текста и к анализу программных произведений в 10-11 классах гуманитарного направления.

Предлагаемая программа дает более глубокое понятие интерпретации произведений русской классики (в рамках программы 9 кл.) и тем самым является подготовкой учащихся к курсу по анализу художественных произведений в старшем звене (10-11 кл.).

В качестве дидактического материала предлагается использовать тексты художественных произведений программы по литературе для 9 класса.

Содержание курса обусловливает применение как теоретических, так и практических форм занятий. При отборе теоретических понятий предпочтение отдано мало известным в школе механизмам восприятия текста (прогноз, читательская установка, скважины и т.д.), метафоре как основному приему создания художественного образа. Причем метафора трактуется не просто как один из тропов, но и как художественный принцип, что развивает мышление учащихся. Учащимся предложен дидактический материал в задачах и упражнениях. Литературные задачи созданы так, что при работе с ними необходимо  возвращаться к прочитанному, разворачивать текст, прогнозировать его дальнейшее содержание. Решать литературные задачи на занятии можно с целой группой, в форме индивидуальных заданий или в коллективно-распределительной деятельности с тем, чтобы учащиеся приобретали опыт выражения собственных мыслей.

Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для 9-классников, готовящихся выбрать гуманитарный профиль обучения в 10-11 классах.

Требования к  уровню освоения курса

Учащиеся должны знать:

* что такое интерпретация, её виды и разные интерпретации смысла одного и того же произведения;

* знать законы языка произведения: тропы, фигуры, рифмы и т.п.

Учащиеся должны уметь:

* понимать «формальные» элементы текста, т.е. элементы формы;

* определять виды информации в тексте (концептуальную, фактуальную, подтекстовую);

* расшифровывать «скважины» в тексте, в том числе аллюзии, скрытые цитаты;

* объяснить отношение заглавия с текстом;

* дать интерпретацию повести или рассказа;

* анализировать драматическую (спектакль), телевизионную или киноинтерпретацию произведения русской классической литературы (в рамках программы 9 класса).

Тематический план

 

Тема

Количество часов

 

  1. Художественная речь

  2. Художественный текст

  3. Художественное слово

  4. Поэзия

  5. Проза

  6. Драма

  7. Постижение смысла. Интерпретация

  8. Итоговое занятие

 

1

2

5

1

1

1

5

1

Всего

17

 

Содержание курса

Тема 1.

Язык и речь. Противопоставление языка и речи. Литературный язык, его состав, содержание. Культура речи. Язык как первоэлемент художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы.

Художественная речь.

Автор – текст – читатель.

Образ автора и идейно-эстетическое содержание.

Автор-писатель, автор–повествователь, автор–рассказчик.

Форма занятия: лекция.

Тема 2.

Художественный текст. Текст как система. Содержание художественного текста: события, характеры, речь, социальные и нравственно-психологические коллизии.

Уровни содержания: событийное, идейное, языковое, образное отражение мира.

Виды информации в тексте.

Структура художественного произведения. Членимость текста.

План содержания и план выражения. Тема, рема. Цель высказывания.

Художественный образ как синтез идейного и языкового содержания художественного текста.

Форма занятия: лекция, практикум - работа с текстами.

 

Тема 3.

Художественное слово.

Слово как единица организации художественного текста. Кодифицированное и контекстуальное значение слова. Многозначность. Синонимия. Антонимия. Ключевые слова. Семантические поля. Текстообразующие свойства слова.

Внимание к слову: «скважина».

Внимание к знаку.

Внимание к форме.

Эстетическая трансформация слова в художественном тексте. Тропы. Стилистические фигуры.

Ассоциативный ряд. Словесный образ. Метафора как художественный принцип.

Форма занятия: практикум, работа с текстами художественных произведений, решение литературных задач.

 

Тема 4.

Поэзия. Фонетическая организованность, метафоричность, концентрированность – родовые свойства поэзии.

Лирический образ – образ-переживание. Лаконизм средств. Многоплановость смысла. Тяготение к условности.

Художественная структура стихотворения.

Пространственная, временная, духовная позиция поэта.

«Сюжет» лирического стихотворения.

Композиция.

Стих как определенный звуковой и интонационный отрезок стихотворной речи. Стихотворные размеры.

Рифма. Законы строфики.

Стиховая мелодика. Тоника. Звукопись.

Анализ поэтического текста.

Форма занятия: лекция с элементами анализа текста, решение литературных задач.

 

Тема 5

Проза.

Отличительные признаки. Образ автора-повествователя, его позиция. Психологизм. Повествование. Описание.

Рассуждение. Пространственная и временная определенность. Эпизод. Сюжетность. Контекст. Изобразительно-выразительные средства. Колорит места и времени.

Эмоционально-экспрессивная лексика.

Ирония. Сатира. Юмор. Критика.

Форма занятия: лекция, практикум, работа с текстами, решение литературных задач.

 

Тема 6.

Драма.

Драматургический текст. Речевая характеристика сюжета. Авторские ремарки. Языковые средства речевой характеристики. Социально-реалистическая драма, сатира, «драма нравов».

Сценические средства художественной выразительности.

Сценарий. Сценическая интерпретация художественного текста.

Форма занятия: практический разбор комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», А.С.Грибоедова «Горе от ума», Н.В. Гоголя «Ревизор».

 

Тема 7.

Смысл. Интерпретация.

Понятие интерпретации как постижение художественного целого средствами науки. Проверка интерпретации принципами и приемами поэтики.

Принципы научного интерпретирования художественного текста.

Форма занятия: лекция, практические занятия.

 

Варианты заданий:

1. Дайте интерпретацию «Капитанской дочки» А.С. Пушкина:

а) внимательно прочитайте текст;

б) определите основной эмоциональный тон (пафос) произведения и его содержательные доминанты;

в) кратко сформулируйте основную идею и общий смысл произведения;

г) еще раз перечитайте текст. Найдите и зафиксируйте по ходу чтения те художественные особенности, которые подтверждают вашу первичную интерпретацию. Отметьте те особенности текста, которые не согласовываются с вашей интерпретацией, противоречат ей;

д) скорректируйте первичную интерпретацию и подкрепите каждое положение примерами;

е) повторите операции, предусмотренные пунктом  г);

ж) дайте окончательную интерпретацию произведения.

 

2. Проанализируйте любую драматическую (спектакль), телевизионную или киноинтерпретацию произведения русской классической литературы, руководствуясь данной выше схемой.

Дополнительно ответьте на вопросы:

- Соответствует ли  режиссерская позиция авторской?

- Можно ли оценить трактовку литературных образов актерами как адекватную или нет? (Ответ обоснуйте.)

- В каком случае выше сила эмоционального воздействия – при чтении произведения или при его творчески-образном восприятии?

- Обогащает ли данная экранизация (спектакль, телефильм) наше представление о произведении или наоборот?

 

Тема 8. Итоговое задание

Руководствуясь схемой, дайте развернутую и доказательную интерпретацию следующим произведениям:

А.С. Пушкин.«Медный всадник»,

Н.В. Гоголь. «Вий», «Шинель»,

М.Ю. Лермонтов. «Демон»,

В.М. Шукшин. «Срезал»,

А.П. Чехов. «Чайка» или рассказ по выбору,

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».

 

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература:

1. Граник Г.Г., Шаповал Л.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст / Задачник-практикум. 8-11 классы - М., НПО «Образование от А до Я», 1999.

2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.- М., «Флинта», «Наука»,2003.

3. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (10-11 кл.) // РЯШ, 1994, № 5, с.35-39.

4. Шанский Н.М. Анализ художественного текста./Сб. ст. под ред. Н.М. Шанского.- М., 1975-1978 ( вып.1-3).

5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

6. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. -  М., 1980.

7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., 1963.

8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М., 1970.

9. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ - М., 1988.

к списку авторов