Интерпретация текста

 

Блинова Зинаида Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Симской средней школы

Юрьев-Польского района

Владимирской области

 

Пояснительная записка

Предлагаемый курс определен необходимостью совершенствования работы по развитию письменной речи учащихся.

Курс призван обеспечить системный подход к обучению интерпретации исходного текста и создания на его основе самостоятельного высказывания.

Задачами курса являются:

-                     формирование у школьников четкого понимания жанрово-тематических и стилевых особенностей заявленного в задании текста;

-                     развитие умения анализировать чужое речевое произведение в соответствии с заданным направлением интерпретации и собственным творческим замыслом;

-                     приобщение к традициям культуры речи и воспитание потребности активно и творчески их осваивать.

Курс рассчитан на 15-17 часов и рекомендуется для работы с учащимися 9-х классов, испытывающими затруднения в восприятии, истолковании чужого высказывания и в создании своего текста на его основе. Практическое решение задач данного элективного курса происходит на основе материалов к письменному экзамену по русскому языку в 9 классе, т.е. текстов изложений и заданий к ним (1 типа). Классификация заданий определила содержание курса.

Тематическое планирование

№№

Наименования тем курса

Кол-во часов

Организационные формы деятельности

1.

Определение главной мысли текста

2ч.

Выписывание ключевых слов, подбор словосочетаний

2.

Определение значения эпизода в жизни героя

1 ч.

Составление сюжетного плана

3.

Составление характеристики героя

2 ч.

Собирание рабочих материалов

4.

Выявление причинно-следственных связей в повествовании о событиях и герое(-ях)

2 ч.

Логический анализ причинно-следственных отношений

5.

Обозначение рефлексивной реакции читателей на содержание текста

2 ч.

Словарная работа

6.

Определение авторской позиции

1 ч.

Подбор синонимов и антонимов

7.

Формулирование проблемы

2 ч.

Отбор лексики публицистического стиля, речевых оборотов и синтаксических форм

8.

Роль творческого дополнения к тексту

1 ч.

Беседа по выбору вариантов творческого дополнения.

9.

Обоснование стиля текста

3 ч.

Стилистический анализ текста

10.

Ознакомление с профессиональными интерпретациями текстов

1 ч.

Чтение отрывков из аналитических статей

 

 

Итого

 

17 ч.

 

 

Содержание курса

   1.   Главная мысль текста

«Растворение» идеи текста в его сюжете.

Абзацы, фразы, речевые обороты, отдельные ключевые слова, несущие основную идею автора.

Авторское заглавие. Варианты ученических заглавий.

   2.   Значение эпизода в жизни и формировании личности героя

Эпизоды, составляющие  сюжетную основу текста. Главное событие в жизни героя. Влияние эпизода на жизнь героя и его личность.

 3.    Характеристика героя

Поведение персонажа, его чувства, настроения, убеждения, намерения. Речь героя, самооценка и его оценка окружающими и автором.

4.     Причинно-следственные связи в структуре текста

Последовательность событий. Сопоставление фактов и явлений начала и конца текста. Логическая закономерность действий.

 5.   Определение впечатлений читателя от содержания текста, т.е. выявление рефлексивных реакций

Толкование понятия «рефлексия». Отношение к прочитанному. Неоднозначность восприятия текста разными людьми. Интерес к другому мнению.

6.     Авторская позиция

Зашифрованность авторской позиции в тексте.

Определение её путем «медленного» чтения и анализа различных элементов произведения.

Прозрачность авторской позиции в тексте публицистического стиля.

7.      Проблема, отражённая в тексте

Идейная направленность и эмоциональная окрашенность произведения. Типичность изображенной ситуации. Место проблемы в системе ценностей. Пути решения её.

 

 8.     Творческое дополнение к тексту

Границы творческой свободы при составлении дополнения к исходному высказыванию.

Идейно-тематическая и стилевая однородность авторского текста и ученического дополнения к нему.

 9.     Определение авторского стиля

Стили речи. Стиль прочитанного текста. Признаки названного стиля в анализируемом произведении. Оригинальность авторской стилевой манеры.

Формы контроля

  1. Составление композиционных планов к текстам.

  2. Индивидуальные задания по составлению рабочих материалов к сочинениям.

  3. Написание текстов ответов на вопросы. Редактирование и саморедактирование их.

  4. Индивидуальные задания по устному высказыванию.

  5. Конкурс на лучшее дополнение к авторскому тексту.

  6. Контрольная работа по самостоятельной интерпретации незнакомого текста.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: основные жанровые признаки текстов, составляемых по заданиям к исходным высказываниям;

Принципы построения текстов обозначенных заданием жанров;

Характерные особенности стилей литературного языка;

Учащиеся должны уметь: отбирать материал из чужого текста для его анализа в направлении, указанном формулировкой задания;

Строить самостоятельное рассуждение в соответствии с жанровыми требованиями, определенными заданием-вопросом;

Выдерживать по возможности более точно стилевое единство исходного текста и высказывания, составленного на его основе.

Литература

Для учащихся:

1.Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в 9 классе. М., 2002.

2. Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов образовательных учебных заведений. М., «Просвещение», 1993.

Для учителя:

1.Граник Г.Г., Шаповал Л.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум 8-11 классы, НПО «Образование от А до Я». М., 1999.

2.Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы. М., «Дрофа», 2001.

к списку авторов