Основы информационной культуры

 

Кезимова Тамара Александровна;

учитель русского языка и литературы,

Дубова Светлана Николаевна,

учитель информатики

средней школы № 19

г. Владимир

 

«Кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить

чисто и иметь довольство пристойных и

     избранных речений к изображению своих мыслей»

М.В. Ломоносов

 

 

Русский язык + информатика: речевая, коммуникативная культура (тезаурус и риторика) + лексико-стилистические коннотации + алгоритмы современного делопроизводства + приемы обработки деловой документации с помощью ПК  ориентация на профиль обучения в старшем звене и выбор будущей профессии (секретарь-референт)

Программа рассчитана на 72 часа (теория и практика);используется блочная система подачи материала.

 

Пояснительная записка

 

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. В современной коммерческой деятельности все более востребованным становится знание норм делового этикета, владение ими на бумаге, умение создать и обработать деловые бумаги с помощью ПК.

Для подготовки детей  к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать следующие качества:

-         быть профессионально компетентным (т.е. хорошо знать свое дело);

-         обладать языковой компетентностью (т.е. быть грамотным человеком);

-         знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой документации;

-         умение работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных, информационными сетями;

Основная цель курса – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их  учебной и профессиональной деятельности.

            Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1.      Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2.      Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической обработки) информации.

3.      Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.

4.      Повышение качества речевой, коммуникативной культуры, качества оформления документации.

5.      Закрепление и расширение  базовых понятий информационных технологий, приобщение к культуре самостоятельной работы с компьютером, развитие кругозора в сфере информационных технологий.

Отличительными  особенностями курса являются:

-         полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится на синтезе достижений ряда научных дисциплин (информатики, прикладной лингвистики, стилистики текста, культуры чтения, речи и общения, делопроизводства);

-         блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что независимо от категории обучаемых в состав курса входят обязательные блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться в зависимости от категории обучаемых.

Мониторинг качества знаний, умений, навыков. Данный курс предусматривает рейтинговое оценивание результатов обучения.

Формы контроля: деловые игры, коллоквиумы, тесты, практикумы, кластеры.

 

Тематический план

 

Название темы

Кол-во часов

 

Психолого-педагогическая гостиная. «Здравствуйте, это Я!»

«Сюда ли Я попал?» (ролевая игра-кастинг, тестирование).

(интегрированное занятие)

2

 

Раздел 1. Речевая, коммуникативная культура.

 

1.1

Речевой и коммуникативный этикет как универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Тезаурус – национальная специфика речевой вежливости.

2

1.2

Целостность, самобытность, многослойность, изменчивость речевой и коммуникативной культуры народа.

2

1.3

Изменения связанные с социальными преобразованиями: выход отдельных единиц из активного употребления; проявление новых единиц; изменение – сужение и расширение – семантики единиц. Изменение сферы употребления единицы в целом или отдельных ее значений. Изменение эмоционально-экспрессивной окраски и стилевой принадлежности единиц.

2

1.4

Состав, структура словаря русского речевого этикета, лексикографическая характеристика знаков речевого этикета.

2

1.5

Мое функционально-семантическое поле доброжелательного общения (ролевая игра).

2

 

Раздел 2. Лексико-стилистические коннотации.

 

2.1

Общее понятие, виды практической стилистики, словари русского языка.

2

2.2

Функциональные стили русского языка.

2

2.3.

Жанрово-ситуативные стили ораторской речи.

2

2.4.

Лексическая стилистика. Смысловая точность речи, правильный выбор слова, лексическая сочетаемость слов, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы, смысловые единицы речи, лексические образные средства речи.

2

2.5

Библиотека как информационно-поисковая система (урок-экскурсия)

2

2.6

Логическая структура и свойства текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Логико-психологические основы чтения. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов.

2

2.7

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности (доклады, рефераты)

2

 

Раздел 3. Основы современного делопроизводства.

 

3.1

Из истории делового письма. Понятие делового письма. Разновидности и общая структура делового письма.

2

3.2

Современное деловое письмо в условиях унификации.

2

3.3

Состав реквизитов и бланки деловых писем. Общие нормы и правила оформления текста. Язык стилей и этикет делового письма.

2

3.4

Документирование информационно-справочных материалов (справки, докладные, объяснительные и т.д.)

2

3.5

Рекомендации по составлению текстов служебных документов: язык и стиль, прописные и строчные буквы, полные и сокращенные названия, оформление дат и чисел и т.д.

2

3.6

Изучение справочной литературы, словарей. Корректурные знаки и правила их применения.

2

 

Раздел 4. Компьютерная культура. Приемы обработки деловой документации с помощью ПК

 

4.1

Ведение. Правила и техника безопасности. Новые информационные технологии как основа информационного общества.

2

4.2

Работа с готовым текстом. Создание неструктурированного текста.

2

4.3

Списки и таблицы в тексте. Вложенные списки. Формирования оглавления.

6

4.4

Размещение графики в документе. Вставка объектов Word Art, объектов, созданных в графическом редакторе. Рисование в документе. Вставка картинок.

6

4.5

Правила оформления библиографического описания документов, библиографических ссылок и цитат. Вставка в текст различных  объектов (колонтитулы, номера страниц, символов и т.д.)

4

4.6

Основные требования к личным документам официального характера. Образцы оформления личных документов (заявление, автобиография, резюме,  объяснительная записка, деловое письмо, докладная).

4

4.7

Основные требования к документам управленческого характера. Образцы оформления управленческих  документов (приказ, распоряжение, деловая записка).

2

4.8

Основные приемы работы с данными. Организация работы с данными.

4

4.9

Программные ресурсы Internet. Поисковая служба Internet. Поиск информации в WWW.

4

 

Итоговое занятие. Творческая  ярмарка идей «Это знаю, а это хочу знать».

2

 

Литература

1.   Балакай А.Г. Речевой этикет. Национальная специфика речевой вежливости.- М., 2001.

2.   Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. – М., 1995.

3.  Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М., 2003.

4.   Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1996.

5.   Басаков М.И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо. – М., 2003.

6.   Кирсанова М.В. Современное дело производство. – М.-Н., 2003.

7.   Кирсанова М.Н. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение. – М.-Н., 2003.

8.   Шафрин Ю. Информационные технологии. – М., 1998.

9.   Каймин В.А. Информатика. – М., 1994.

к списку авторов