Анализ литературного произведения в единстве формы и содержания

(На материале прочтения прозы современного владимирского писателя Александра Ледащёва)

 

Подпорина Людмила Викторовна,

учитель русского языка и литературы

гимназии № 35 г. Владимира

 

Пояснительная записка

            В последние годы отмечается повышение интереса к литературному краеведению как дисциплине, способствующей патриотическому, а следовательно, и нравственно-духовному воспитанию школьников. Наряду с этим литературное краеведение является дисциплиной, «самым тесным образом связанной с теорией литературы, немыслимой без постановки на специфическом материале и под специфичным углом зрения вопросов теоретического характера» (3, с4).

            Курс «Анализ литературного произведения в единстве формы и содержания» рассчитан на 8 часов и ведётся на материале произведений владимирского писателя А.Ледащёва, его второго сборника «Записки на содранной коже» (Владимир, 2003). Отметим, что в учебном курсе «Литература. 9 класс» произведениям современной литературы уделено незначительное место. Знакомство с произведениями молодого автора, нашего современника и земляка, даёт девятиклассникам представление об одном из современных литературных направлений (неоклассической литературе), а отсутствие критики по изучаемым произведениям обеспечивает самостоятельность учащихся при оценке и анализе произведения. При этом у педагога возникает возможность проверки эффективности обучения, способности учащихся переноса знаний и умений, полученных на уроках базового курса, в сферу свободного общения с литературным текстом.

            В ходе занятий учащиеся, работая с таким литературоведческими понятиями, как художественный образ, композиция, сюжет, заглавие, антитеза, контраст и т.п., укрепляют собственную литературоведческую базу, совершенствуют умение анализировать литературное произведение как особого рода целостность, где каждый элемент является смысловым. По мнению В.В.Виноградова, «ни одна из частей текста не может быть понята вне определения его функции» (2, с.229). Пополняя свой читательский опыт, учащиеся развивают читательские умения, необходимые для восприятия художественного произведения, исследуют его как «особый законченный мир» (1, с.4).

            В ходе занятий учащиеся готовят устные и письменные сообщения по предложенным вопросам теоретического и практического характера, совершенствуют умения анализировать эпизод и произведение в целом, выделять элементы композиции и определять их роль, роль заглавия и детали в тексте. Предусмотрены следующие виды творческих работ: написание сочинения-рассуждения, рецензии, эссе по предложенной теме, создание собственного литературного произведения, создание исследовательской работы. В качестве домашнего задания после каждого занятия предлагаются несколько видов письменных работ на выбор учащегося. При оценке учитываются самостоятельность выполнения, оригинальность работы, качественное выполнение задания, публичная презентация исследовательской работы в школе и за её пределами. Динамика интереса учащихся может фиксироваться путём анкетирования (анкеты на занятиях предлагаются дважды), устного опроса учащихся. Формой итоговой отчетности могут служить письменные работы учащихся, исследовательский работы, работа на итоговом семинарском занятии.

            Полагаем, что занятия по данному курсу помогут учащимся усовершенствовать умения и навыки, полученные на уроках базового курса, проявить себя творчески, свободно выполнять письменные работы литературоведческого характера, подготовиться к написанию экзаменационного сочинения за курс средней школы.

 

Программа курса

  1. А.В.Ледащёв. Рассказ о писателе. Творчество А.В.Ледащёва в контексте современной литературы.

  2. Приёмы создания художественного образа в рассказе А.Ледащёва «Точка, заполняющая лист».

3-4. Художественный мир рассказа А.Ледащёва «Девять минут жизни Хантера»: образ главного героя, композиция, значение символов.

5.  «Почему никого не осталось рядом?» (Приёмы создания образа главного героя в сказке А.Ледащёва «Совиный Новый год»).

6-7. Идейное звучание произведений А.Ледащёва.

8.  Заключительное занятие. Анализ творческих работ учащихся.

 

                        Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-         тексты художественных произведений;

-         сюжет, особенности композиции, типическое значение характеров главных действующих лиц изучаемых произведений;

-         существенные признаки понятий литературный образ, литературный тип, реализм, стиль писателя;

-         характерные художественные особенности изучаемых произведений.

Учащиеся должны уметь:

Источники

1.Ледащёв А.В. «Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам…» Стихи и проза. – Владимир: Посад- 2002 – 102с.

2.Ледащёв А.В. Записки на содранной коже. – Владимир: Посад, 2003, с. 3 – 6.

3.Бойко О. Вступительная статья к книге А.Ледащёва «Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам…» // Ледащёв А.В. Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам… Стихи и проза-Владимир: Посад-2002, с.5-7.

4.Дебют юных литературоведов. Мнение о книге А.В. Ледащёва «Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам…»// Детвора-2003-выпуск 7.

5.Новикова А. Откровение. О встрече членов клуба переводчиков с поэтом Александром Ледащёвым//Детвора-2002-выпуск 16.

6.Рябова А.Ю. Рифме и мечу. // Ледащёв А.В. Записки на содранной коже. – Владимир: Посад, 2003, с. 3 – 6.

7.Степанова А. «Племя молодое, незнакомое…» [О семинаре в средней школе № 38 по книге А.Ледащёва «Вишнёвым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам…»]//Детвора-2003-выпуск 6.

Литература

1.А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. М.,1994.

2.В.В.Виноградов. Язык художественного произведения. М., 1959.

3.Н.А.Милонов. Литературное краеведение. М., 1985.

 

Приложение

Конспект урока

«Идейное звучание произведений А.Ледащёва»

Цели: 1) обучение учащихся анализу литературного произведения, соотнесению эмоционально-образного впечатления от текста с концепцией произведения и творчеством писателя в целом;

            2)формирование умения выявлять основную проблематику произведения, определять роль элементов сюжета, системы образов и изобразительно-выразительных средств в их единстве;

            3)обратить внимание подростков на важность проблемы жизненного выбора, воспитание чувств гуманизма, сострадания, сопереживания.

 

Оформление доски:

  1. запись темы урока;

  2. эпиграф: «В жизнь перо своё макаю,

                             Чтоб заполнить лист…» (А.Ледащёв);

  1. анкета (заполняется учащимися во время перемены):

1)Какое произведение произвело на вас большее впечатление?

   «ТЗЛ»                        «ДМЖХ»                             «СНг»

2)Считаете ли вы проблемы, поднятые автором, актуальными?

                              ДА                                   НЕТ

3)Всегда ли вы были согласны с автором в способах решения проблемы?

                               ДА                                   НЕТ

 

    4.План рассказа о литературном произведении:

      Произведение написано   

 

Ход урока:

1.Вступление.

            Слово учителя: Сегодня последний урок в этом году, на котором мы обсуждаем произведения молодого автора, нашего современника и земляка А.Ледащёва. Три его произведения прочитаны, ваше читательское мнение можно считать сложившимся. Давайте обратимся к вашим анкетам, чтобы увидеть, насколько они были для вас интересны (комментарий учителя и учащихся – почему больше понравилось то или иное произведение или персонаж, доказать актуальность произведения; обосновать своё согласие или несогласие с автором).

            Сегодня вы – самые главные на уроке. Вам предстоит рассказать о произведениях писателя, как вы их понимаете. Рассказывая о литературном произведении, мы отвечает на несколько вопросов, они записаны на доске. Какой вопрос, на ваш взгляд, самый важный? (вопрос об идее произведения).

Поэтому темы сегодняшнего урока – «Идейное звучание произведений А.Ледащёва», а в качестве эпиграфа я предлагаю отрывок из его же стихотворения «Я гляжу на центр пустыни». Мне хотелось бы начать наш урок с отрывка из этого стихотворения.

 

            Я гляжу на центр пустыни,

            Я гляжу в глаза пустыне,

            Криком пухнет голова.

            Здесь одни слова – живые,

            Пулевые, ножевые, деревянные,

            Литые, быстрокрылые слова.

 

            Но в песке завязли ноги,

            Не дождаться здесь подмоги,

            Только слоги-недотроги

            Между пальцев, как песок.

            Пустоту обвить словами,

            Приковать слова глазами.

            Только, если заглядишься,

            Расшибут слова висок.

 

            Помощь слову есть сомненье,

            Якорь рифмы, вдохновенье,

            В жгут закрученное рвенье,

            В трос, который для спасенья

            Ловит альпинист…

            …Я молчу, я не умею.

            Я красивые сравненья

            С объясненьем понимаю,

            Вижу жизнь – я в жизнь играю,

            Вижу смерть – я в смерть играю.

            В жизнь перо своё макаю,

            Чтоб заполнить лист.

 

            Населить пустыню сложно,

            Населить пустыню можно,

            Опираясь на слова.

            Но пока пейзажем лягут

            Быстрокрылые слова

            И пустыня – страх идущих –

            Станет раем для живущих,

            Может быть, что белой костью

            Станет голова.

 

 

Действительно, создавая литературное произведение, автор рассчитывает на понимание своих читателей. Посмотрим, в какой мере мы поняли автора, нашли или нет его произведения отклик у нас в душе. Обратимся к вашим выступлениям.

 

11.Освновная часть. Выступления учащихся.

      Выступления готовятся в 3-х группах( домашнее задание) по плану и следующим дополнительным заданиям, учащиеся могли выключить любые вопросы и включить свои, самостоятельно распределяли вопросы, назначали выступающих: 

 Учитель: Каждое из этих произведений интересно по-своему. А теперь внимательно вчитаемся в их названия и попытаемся понять ещё одну особенность автора. Можно ли сказать, что в названиях произведений есть что-то общее? (изображение героя в решительный момент его жизни, момент, когда необходимо сделать выбор).

-  Считаете ли вы проблему выбора важной для каждого человека?

-  Чем должен руководствоваться человек, решая эту проблему?

 

Мы вместе с героями, мы переживаем за них. Русские авторы всегда стремились развить душу читателя, не дать ей очерстветь, это одна из традиций русской литературы.

-  Читая произведение, чего мы желаем главному герою? (счастья)

 

И автор знает это. Автор любит своего героя. И он в своем произведении скажет нам о том, что нужно, чтобы сделать героя счастливым. Он вводит в произведение темы-пути, которые ведут героя к счастью. Начертите судьбу героев этих произведений, оперируя только категориями «хорошо» и «плохо» (Х и П):

«ТЗЛ»: Х – П – Х.

«ДМЖХ»: Х – П – Х.

«СНг»: П – П - ? (открытый финал).

-  Что значит для каждого героя счастье? К чему он стремится?

- Почему герой не всегда обретает счастье? (писатель стремится к правдивости, реалистичности).

- Обозначьте те общечеловеческие ценности, о которых говорит автор в своих произведениях? Согласны ли вы с автором. Дополните перечень, обоснуйте свой выбор.

111.Заключение.

- Коротко письменно ответьте на вопрос «Что является тем главным, что хочет сказать нам автор?» Зачитайте ответы.

 

Дом. задание: напишите письмо писателю.

к списку авторов