Практический курс русской стилистики

 

Рахматуллина В.Е.,

Учитель русского языка и литературы

Клязьмогородецкой СОШ

Ковровского района

Владимирской области 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.

Основной задачей курса «Практической стилистики» является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи.

Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора обучающихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков в коммуникативном отношении целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.

Программа предусматривает изучение синонимии (лексической, грамматической, синтаксической) как основы стилистики; объектом внимания для обучающихся будут также являться функциональные стили (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), функциональные типы текста, являющиеся жанровыми вариациями функционального стиля и представляющие собой композиционно-речевые системы, в стилистической структуре которых реализуются и воплощаются универсальные стилевые нормы.

Программа «Практический курс русской стилистики» имеет цель не только выработать у обучающихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определенной ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким ее уровнем.

Программа предлагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему, биографий выдающихся людей, подготовка устных сообщений, этюдов о словах и фразеологизмах; составление деловых бумаг, отчетов, заявлений; редактирование и стилистическая правка текстов; изготовление обобщающих таблиц, подбор иллюстративного материала; работа со словарями.

Работа над текстами данного курса имеет четкую практическую направленность, то есть непосредственно направлена на обучение ребят умениям читать, говорить, писать наилучшим образом.

Курс рассчитан на 68 учебных часов, его изучение целесообразно разделить на 2 года обучения (10 и 11 класс).

 

Приемы работы

 

В основе работы по стилистике лежит стилистический анализ, который в конкретном своем применении может быть различным по объему, полноте и целевой направленности и включать в себя следующие виды деятельности:

1. Освоение теоретические сведений по стилистике.

 

2.Наблюдения над языком текста:

- выявление стилевых признаков текста;

- выявление языковых средств текста, несущих наибольшую смысловую и стилистическую нагрузку;

- выявление «чуждых» для текста стилевых средств.

3. Сопоставление параллельных текстов.

4. Стилистический эксперимент (исследование неудачного стилевого варианта текста).

5. Стилистический анализ творческих работ обучающихся.

 

Задачи по формированию навыков хорошей речи,

стоящие в курсе «Практическая стилистика» перед: 

 

Учителем

Обучающимся

 

Быть хорошим стилистом, т.е.:

-знать критерии и владеть навыками хорошей речи;

- знать методы и приемы практической стилистики;

- отбирать и предлагать обучающимся для анализа образцы «хорошей речи»;

- в совершенстве владеть навыками стилистической правки;

- владеть стилевыми ресурсами, знать основы нормативной стилистики;

- вести скоординированную работу по формированию духовной культуры и творческого мышления учащихся.  

 

-         приобретение речевого «слуха», так называемого речевого чутья, чувства хорошей речи.

 

Для этого необходимо:

 

- знать стилевые ресурсов языка и основы нормативной стилистики. 

- слушать хорошую речь;

- уметь анализировать любую речь с точки зрения её стиля;

- владеть навыками стилистической правки текста, методами практической стилистики;

- владеть навыками хорошей речи;

 

 

 

Программа курса

(10 класс)

 

Функциональная стилистика (34 часа)

 

1.                  Введение в функциональную стилистику (4 часа)

Теоретический материал.

Повторение изученного в 5 – 9 классах о стилях речи, об основных сферах использования языка. Текст и его признаки (11 часов).

Книжная и разговорная речь. Тексты как носители разнотипной информации: интеллектуально-логической, эмоционально-оценочной, аффективно-образной.

Различные типы текстов как жанровые вариации функциональных стилей. Структура функционального стиля. Проблема выделения и разграничения функциональных стилей. (1 час).

Практическое занятие (2 часа):

- проведение сопоставительного анализа параллельных текстов по выделению и разграничению функциональных стилей;

- выявление языковых средств текста, несущих наибольшую стилистическую нагрузку.

 

2. Официально-деловой стиль (5 часов).

Теоретический материал:

Сфера общественной деятельности, обслуживаемая официально-деловым стилем. Законодательные и канцелярские подстили и проблема экспертивности (1 час).

Точность. Стереотипность, безличность и долженствующе-предписывающий характер изложения – стилевые черты официально-деловых текстов (1 час).

Лексика официально-деловых бумаг. Устойчивые обороты деловой речи.

Морфологические признаки. Инфинитивность официально-деловых стилей текстов. Активность отглагольных образований. Синтаксис официально-деловой речи. (1час).

Практическое занятие (2 часа):

- нормативно-стилевой анализ официальных и деловых текстов;

- композиция и устойчивые словесные комплексы;

- овладение способами композиционного развертывания и устойчивыми словесными комплексами, характерными для автобиографии, характеристики, заявления, приказа.

 

3. Научный стиль (6 часов).

Теоретический материал:

Сфера функционирования научного стиля. Языковые средства реализации обобщенности и отвлеченности (1 час).

Композиционная структура научного стиля.

Композиционные части текста: повтор существительных, водные слова (1 час).

Речевые жанры научного стиля. Лексико-грамматические признаки научных текстов. (1час).

Практическое занятие (3 часа):

- нормативно-стилевое комментирование научных текстов;

- поиск нежелательных элементов в научном тексте (внелитературной лексики, неполных и инфинитивных предложений);

- составление конспектов и тезисов;

- теоретическая и практическая разработка сочинения как жанра научной рецензии.

 

4. Газетно-публицистический стиль (5 часов).

Теоретический материал.

Информационная и воздействующая функция газетного текста. Оценочность газетной речи. Проблема стандарта и штампа. (1 час).

Языковые средства газетного стиля. Продуктивные морфемы и словообразовательные модели. Синтаксис газетной речи: восклицательные и вопросительные предложения, инверсия, предложения с обращениями. (1 час).

Практическое занятие (3 часа):

- овладение приемами стилистической организации газетного текста;

- разностильные сочетания, ироническое употребление высоких слов, собственные имена в функции нарицательных, расщепление фразеологизмов;

- нормативно-стилевое редактирование газетных текстов;

- языковое лицо различных газетных изданий.

- написание статей проблемного характера в газеты.

 

5. Разговорный стиль (4 часа).

Теоретический материал:

Основные стилевые черты и функции разговорной речи. Противоположность разговорного стиля книжному: неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность и автоматизм речи (1 час).

Лексикон разговорного стиля. Продуктивные морфемы и модели разговорного стиля. Конструкция разговорного стиля (1 час).

Практическое занятие (2 часа):

- запись одного и того же содержания в книжно-нейтральном и разговорном стилях;

- нормативно-стилевое редактирование разговорных высказываний.

 

 

6. Художественный и стиль и художественный текст (8 часов).

Теоретический материал

Художественный стиль и литературная норма. Художественный стиль и художественный текст (1 час).

Интерпретация художественного текста.

Основные признаки; семантические и структурные связи; многозначность художественного сообщения; информативная завершенность текста (1 час)

Лингвостилистическая характеристика способов передачи «чужих» высказываний. Взаимодействие авторской речи и речи персонажа. (1 час)

Способы повествования в художественном тексте и их языковые нормы. (1 час).

Практическая направленность (4 часа):

- комплексный анализ художественных текстов на материале произведений из курса русской литературы.

 

  1. Систематизация и обобщение изученного.

Практическая контрольная работа (2 часа).

 

 

Программа курса

(11 класс)

 

Практическая стилистика (34 часа)

 

1. Введение в практическую стилистику (6 часов)

Повторение изученного в 7 – 9 классах в курсе стилистики языка. Стилистическая окрашенность и синонимия лексики, морфологии, синтаксиса. (2 часа).

Практическое занятие (4 часа):

- стилистический «эксперимент» (исследование причин «удачности» текста);

- составление чернового и окончательного вариантов текста.

 

2. Смысловая и стилистическая точность речи (7 часов).

Теоретический материал.

Лексическая синонимия (устаревшие слова, диалектизмы, иноязычная лексика, многозначность; сравнения, антитеза, повтор; фразеологические средства в роли синонимов). (2 часа)

Практическое занятие (5 часов):

- выбор слова и лексическая сочетаемость;

- нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка;

- логические ошибки в речи;

- речевая недостаточность и многословие;

- тавтология и приемы стилистической правки;

- использование в речи многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов;

- корректировка текстов.

 

3. Стилистическое использование морфологических форм (7 часов).

 

Теоретические сведения.

Грамматическая синонимия. Стилистические возможности имен существительных, имен прилагательных, местоимений, наречий, глаголов. (2 часа).

Практическая направленность (5 часов):

- колебания в роде существительных; род несклоняемых существительных; варианты окончаний при склонении существительных;

- образование личных форм глагола; варианты видовых форм; синонимия возвратных и невозвратных глаголов;

- синонимия наречий;

- местоимение и его стилистические ресурсы;

- анализ языковых средств во взаимосвязи с морфологическими формами.

 

4. Стилистический синтаксис (6 часов)

 

Теоретический материал.

Синонимические словосочетания. Стилистические ресурсы односоставных и двусоставных предложений, полных и неполных; стилистические функции однородных членов, прямой речи; стилистические особенности сложных конструкций. (2 часа)

Практическая направленность (4 часа):

- порядок слов в предложении: место подлежащего и сказуемого; место определения, дополнения, обстоятельственных форм – слов в предложении;

- согласование определений и предложений;

- анализ синтаксических конструкций текста;

- анализ стилистических особенностей творческих работ учащихся.

 

5. Систематизация и обобщение изученного в практическом курсе русской стилистики (8 часов).

 

- практикум «Анализ стилистических особенностей текста любого стиля» в творческих работах обучающихся (2 часа);

- семинар «Творческая работа учащихся в реализации своего опыта стилиста в составлении текстов разных стилей» (4 часа);

- практическая контрольная работа «Стилевой диктант» (2 часа).

 

 

 

 

Литература

 

  1. Пленкин Н.А.Стилистика русского языка в старших классах. М.: Просвещение, 1989. 

  2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1989.

  3. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М. , 1991.

  4. Шанский Н.М. Анализ художественного текста. - М., 1990.

  5. Сиротникова О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. – М., 1977.

  6. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1993.

  7. Ильяш Ш.И. Основы культуры речи. – М., 1995.

  8. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1985.

  9. Панфилов Л.Г. Стилистика деловой речи.- М., 1995.

к списку авторов