Филологический анализ художественного текста

(на материале произведений современных владимирских писателей)

 

Рябова Александра Юрьевна,

Шестерикова Наталья Викторовна,

гимназия № 35 г. Владимира

 

Пояснительная записка

Курс «Филологический анализ художественного текста (на материале произведений современных владимирских писателей)» является элективным курсом для учащихся предпрофильных классов и рассчитан на 34 часа (занятия проводятся 1 раз в неделю).

Программа курса разработана на материале прозаических и поэтических произведений современных владимирских писателей. Содержание курса не включено в базовые программы, но оно построено таким образом, что его изучение базируется на полученных ранее знаниях учеников, так как предлагаемый авторский курс является неотъемлемой частью филологического образования учащихся.

Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляет ученику возможность работать на уровне повышенных требований.

Актуальность курса обусловлена интересом учащихся к современной литературной жизни Владимирского края. Мотивирующий потенциал программы призван способствовать воспитанию любви к родному краю с помощью литературного краеведения, что, в свою очередь, должно сыграть созидательную роль в воспитании будущего гражданина России.

Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, что должно помочь учащимся подготовиться к успешному освоению программы старшей профильной школы.

Программа курса состоит из двух частей, органично дополняющих друг друга. Первая часть предполагает изучение прозаических текстов современных владимирских авторов, вторая часть – текстов стихотворных. Художественные произведения, вошедшие в первую часть курса, подобраны по жанровому признаку. Стихотворные тексты, вошедшие во вторую часть курса, отражают особенности лирического сознания, характерные для поэтов разных направлений и стилей. Такое построение программы курса позволяет сформировать у учащихся представление о литературе родного края как литературе духовно богатой, яркой и разнообразной.

Программа регламентирует последовательность изучения материала, сроки работы по каждой теме.

Процесс обучения строится на системе упражнений по филологическому анализу художественных текстов и системе творческих заданий (написание сочинений в жанрах рецензии, отзыва, интервью, репортажа, письма писателю, рассказа; составление литературно-музыкальных композиций; выполнение иллюстраций с их последующим письменным анализом).

Для оценки уровня практического владения навыками филологического анализа текста в ходе учебного процесса осуществляются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль может быть индивидуализированным и дифференцированным. По завершению изучения темы проводится тестирование, а по итогам курса – зачет (защита проекта, реферата, представление творческой работы).

Программа предполагает использование активных методов обучения, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход, реализуемый в таких формах, как взаимообучение, дискуссия, драматизация по ролям, конкурс, работа над проблемным проектом, работа маленькими группами, экскурсия, встреча с писателем.

Выполнение программы реалистично с точки зрения использования учебно-методических возможностей школы, так как планируется издание хрестоматии для учащихся по литературному краеведению, куда войдут тексты, предложенные для изучения авторами данного элективного курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

1

2

3

1.

 

Обзор современных литературно-художественных периодических изданий Владимирского края.

2.

 

Тема одиночества человеческой души в современном мире – одна из центральных тем творчества А. Ледащёва. (На примере сказки “Совиный Новый Год”).

3.

 

Б. Пшеничный “Легенда о племени У-у-у”: современная трактовка традиционного жанра.

4.

 

Сравнительный анализ двух вариантов былины “Илья Муромец” А. Шарыпова, или размышления о художественном замысле и его воплощении в слове.

5.

 

6.

 

Сравнительный анализ произведения Ю. Фанкина “Сказ о муромских святых Петре и Февронии” и канонического текста жития русских святых Петра и Февронии, или разговор о духовно-нравственном потенциале русской литературы.

7.

 

8.

 

Следуя традициям русской классической литературы. (На материале рассказов Л. Басовой “Черепашка” и О. Ледневой “Гость”).

9.

 

10.

 

Образ рассказчика и характерологические языковые средства его выражения в рассказе П. Рачкова “Серебряная ложка”.

11.

 

Автор: Хантер или Рогво? (Соотношение “образ автора – образ рассказчика” в рассказе А. Ледащёва “Девять минут жизни Хантера”).

12.

 

13.

 

Средства словесного выражения юмора в “рассказах о детях” В Краковского. (По рассказам “Рюмочка”, “Жучка”, “В. Милосская”).

14.

 

“Образ врага” в повести А. Карышева “Пленные немцы в Григорьевске”и рассказе В. Краковского “Четыре очень быстрых выстрела”.

15.

 

Характерные жанровые особенности мемуарной литературы. (На примере книги В. Янковского “От гроба господня до гроба ГУЛАГа”).

16.

 

Подведение итогов: встречи с владимирскими писателями, чьё творчество было предметом изучения в рамках курса; конкурсный отбор исследовательских работ на школьную научно-практическую конференцию.

17.

 

 

 

 

18.

 

 

Концепция мира и человека в поэзии В. Пучкова.

19.

 

Филологический анализ одного из стихотворений В. Пучкова.

 

20.

 

 

Отражение сознания современного человека на страницах поэтических произведений Д. Кантова.

21.

 

Тематическое многообразие лирики И. Тогунова.

 

22.

 

 

Характерные особенности философской лирики М. Ефимова.

23.

 

Тема одиночества в поэзии А. Ледащева и словесные средства ее выражения.

24.

 

 

Тема войны и ее идейное звучание в поэзии И. Котельникова.

25.

 

 

Тематическое разнообразие лирики А. Усова.

26.

 

 

Отзвуки русской классической поэзии в стихотворениях К. Федосеева и Е. Холодновой.

27.

 

 

Филологический анализ одного из стихотворений К. Федосеева или Е. Холодновой..

28.

 

 

Образ лирической героини в поэзии А. Улитиной.

29.

 

 

Образ лирической героини в поэзии М. Васильевой.

30.

 

 

Филологический анализ одного из стихотворений М. Васильевой.

31.

 

Образ лирической героини в поэзии Е. Скубаевой.

 

32.

 

Долой пошлость! (Обсуждение стихотворений, лишенных художественных достоинств, бедных по изобразительно-выразительным средствам и содержанию, напечатанных в периодических изданиях или книгах, выпущенных местными издательствами).

33.

 

Подведение итогов: встречи с владимирскими писателями, чьё творчество было предметом изучения в рамках курса; конкурсный отбор исследовательских работ на школьную научно-практическую конференцию.

34.

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Организационно-учебные умения

-         осознавать и определять цели задания;

-         составлять простой и сложный план исследовательской работы;

-         контролировать соответствие плана цели задания;

-         планировать условия и последовательность работы разной степени продолжительности и сложности;

-         проверять по ходу работы ее рациональность, возможности ее корректирования и совершенствования;

-         участвовать в коллективной познавательной деятельности в роли ведущего или рядового участника;

-         консультировать по выбранной теме исследования.

Практические учебные умения

-         выбирать объект для изучения;

-         пользоваться обобщенными схемами;

-         обращаться к вариативным способам действия;

-         строить способы контроля над ходом и результатами деятельности в зависимости от условий на разных этапах исследовательской работы;

-         пользоваться справочными материалами;

-         составлять конспекты;

-         владеть библиографическими умениями.

Интеллектуальные учебные умения

-         определять круг вопросов обсуждаемой темы;

-         выделять главное в тексте;

-         конкретизировать обобщенную идею в необходимой логике;

-         формулировать проблему, подлежащую решению;

-         составлять свои комментарии к тексту или конспекту;

-         систематизировать данные из нескольких источников информации;

-         составлять рецензию на статью, литературное произведение, выступление;

-         составлять тезисы сообщения;

-         рефлексировать по поводу своей познавательной деятельности.

Примечание: перечисленные выше умения даются по классификации И.Я. Лернера.

Специальные учебные знания и умения

Учащиеся должны знать:

-         основные современные литературно-художественные периодические издания Владимирского края;

-         содержание текстов, предложенных учителем для обязательного изучения;

-         место современной литературы родного края в контексте современной отечественной литературы.

Учащиеся должны уметь:

-         осмысленно читать произведение искусства слова, воспринимая в единстве его содержание и способы языкового выражения этого содержания;

-         формулировать основные эстетические принципы изучаемого автора, видеть характерные особенности его индивидуального стиля и уметь находить их в ткани анализируемого произведения;

-         производить филологический анализ художественных текстов современных владимирских писателей;

-         применять полученные умения и навыки при филологическом анализе произведений русских писателей разных художественных направлений и стилей;

-         вести аргументированную полемику по тематике и проблематике курса.

 

Рекомендуемые произведения владимирских писателей

  1. Басова Л. Черепашка. // Годова гора: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: «Транзит-Икс», 2002, с. 54-64.

  2. Васильева М. Стихи.// Местное время. Книга первая. – Владимир: изд-во «Фолиант», 2000, с. 158 – 167.

  3. Ефимов М. Стихи. // «Детвора», 2002, вып. 19, с. 13.

  4. Кантов Д. Стихи.// Местное время. Книга первая. – Владимир: изд-во «Фолиант», 2000, с. 5 – 18.

  5. Карышев А.И. Пленные немцы в Григорьевске. – Владимир, 1994 – 136 с.

  6. Котельников И. Стихи.// Местное время. Книга первая. – Владимир: изд-во «Фолиант», 2000, с. 63 – 70.

  7. Краковский В.Л. Два сердца. – Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1980 – 207 с.

  8. Ледащёв А.В. Вишневым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам…- Владимир: Посад, 2002 – 102 с.

  9. Ледащёв А.В. Записки на содранной коже. - Владимир: Посад, 2003 – 84 с.

  10. Леднева О. Гость.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 64 – 68.

  11. Пучков В.П. Эклоги: [Стихи]–Владимир: «Транзит-Икс», 1998- 48 с.

  12. Пшеничный Б. Легенда о племени У-у-у.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: Золотые ворота, 1997, II ч. – с. 55 – 58.

  13. Рачков П. Серебряная ложка. (Рассказ бабушки Акулины).// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 21 – 24.

  14. Скубаева Е. Стихи.// Местное время. Книга вторая. – Владимир: «Транзит-Икс», 2002, с. 183 - 187.

  15. Тогунов И.А. Виртуальность нежности. – Владимир: Посад, 1996 – 83 с.

  16. Улитина А. Я Музу впервые увидела… –  Владимир, 1994 – 128 с.

  17. Усов А.М. Стихи. (Рукопись).

  18. Фанкин Ю. Сказ о муромских святых Петре и Февронии.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 110 – 119.

  19. Холоднова Е.В., Федосеев К.Ю. Паутинки. Диалоги о любви в стихах. – Владимир: МАРКАРТ, 1999 – 44 с.

  20. Шарыпов А.И. Убийство Коха. – Владимир: изд-во «Фолиант», 2001 – 174 с.

  21. Янковский В. Ю. От гроба господня до гроба ГУЛАГа: быль. – Ковров: Маштекс, 2000 – 240 с.

Литература для учителя

1.Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. – М: АО «Аспект Пресс», 1994 – 240 с.

2.Введение в литературоведение. – М: Высш.шк.; Изд.центр «Академия», 2000 – 556 с.

3.Владимирские писатели: Библиографический справочник. – Владимир: Культурно-просветительское объединение «Клязьма», 1991 – 160 с.

4.Волков И.Ф. Теория литературы. – М: Просвещение; Владос, 1995 – 256 с.

5.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М: Рольф, 1999 – 448 с.

6.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М: Просвещение, 1997 – 336 с.

7.Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М: «Сов. энциклопедия», 1966 – 376 с.

8.Кричевская Л.И. Портрет героя.-М: АО «Аспект Пресс», 1994 – 186 с.

9.Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) – М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999 – 360 с.

10.  Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991 – 200 с.

11.Самойлов Д.С. Книга о русской рифме.– М: Худож.лит., 1982 – 351 с.

12.Хализев В.Е. Теория литературы. – М: Высшая школа, 2000 – 398 с.

13.Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Сост. В.И. Новиков. – М: Педагогика, 1998 – 416 с.

к списку авторов