ОСНОВЫ СЦЕНАРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

 

Слепцова А.А.,

педагог дополнительного образования

Центра внешкольной работы «Лад»,

г. Радужный

Владимирской области

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако, надо признать, что школе в большей мере удается формально насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся  представлений. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказывать  свою точку зрения, эмоциональной обедненности. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой)  ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной  деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребенка становится  «вещью в себе», не находя выходя в социальную сферу). Узость художественного кругозора, рожденная той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых  предпочтений школьников, к неадекватной оценке своих собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании,  безоговорочному, слепому следованию общеизвестным  «истинам».

            Специфика  театрального искусства как искусства человековедения, где  объектом  исследования и изображения является человек, создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить  мир. Формирование такой личности является результатом творческого процесса.

            Умение донести свою идею, отстоять жизненные принципы, используя средства театрального искусства, необходимо тем, кто хочет посвятить свою жизнь педагогической и культурно – досуговой деятельности. Первым этапом создания театрализованного действия является написание сценария. Программа «Основы сценарной композиции», рассчитанная на детей 14 – 15 лет, знакомит детей с основными правилами построения сценария театрализованного представления. Значительное место в программе занимает практическая творческая деятельность детей.

            Программа рассчитана на 16 часов.

 

Цель программы: развитие творческого мышления детей на основе интеграции знаний, полученных в школе на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, через коллективную и самостоятельную деятельность детей и  творческое общение.

Задачи:

-  познакомить детей с основными понятиями теории драмы, приемами монтажа; научить адаптировать литературный текст для инсценировки;

-  активизировать творческую фантазию, развить способности к анализу, обобщению и моделированию; развить качества творческого мышления: критичность, диалогичность, гибкость, самостоятельность;

-    воспитать творческое начало и эстетический вкус.

 

             Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка,  то есть ребенок на всех уровнях становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве автора театрализованного представления. Необходимость ощутить на  себе социальную роль творца настоятельно требует от него осмысления деятельности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит  внутренней  свободы – открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерными для детей всех возрастных групп.

             Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех его этапах является соавтором ребенка. Предложенная позиция объясняется  отсутствием  у  школьников жизненного достаточного опыта, несовершенством психического аппарата.  Однако только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию, как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат.

    В этом заключается вторая  особенность предлагаемой программы, отличие которой от  других в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника.  Это требует от ребенка умения ориентироваться не только в мире искусства, но и истории своего народа, его обычаях и нравах, ощущать  «болевые точки» современности.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема

Кол-во часов

Теорет.

Практ.

1.

Основы сценарной композиции. Режиссерский анализ литературного произведения.

1

1

2.

Инсценировка литературного произведения.

1

2

3.

Литературно – музыкальная композиция.

1

2

4.

Активизация творческой фантазии.

1

3

5.

Моделирование массового театрализованного праздника.

1

2

6.

Итоговое занятие. Защита проекта «Праздник сказки».

 

1

 

Итого:

5

11

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Основы сценарной композиции. Режиссерский анализ литературного произведения.

Ключевые понятия теории драмы: действие, конфликт, сверхзадача, сквозное действие, тема, идея, событийный ряд, жанр, темпоритм. Композиция драмы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, эпилог.  Практическая работа «Режиссерский анализ литературного произведения» на примере, предложенном педагогом.

2.   Инсценировка литературного произведения.

Повествовательный и драматический текст. Адаптация готовой пьесы. Тренинг: «От прозы к драматическому тексту», «Сфера диалога и сфера игры», «Речевая характеристика персонажа», «Речевое поведение персонажа», «Поведение одного из персонажей через реплики других персонажей», «От цепочки слов к сюжетной линии». Этапы создания сценария: замысел, план реализации замысла, оформление замысла, работа над материалом.

3.  Литературно – музыкальная композиция.

Монтажный метод мышления – основа создания композиции. Основные приемы монтажа. Последовательный, параллельный и последовательно - параллельный способы монтажа. Поэпизодное построение. Закадровый голос. Практическая работа «Создание литературно – музыкальной композиции на заданную тему».

4. Активизация творческой фантазии.

Групповой тренинг по активизации фантазии: «Камень, брошенный в пруд», «Ассоциативные цепочки», «Бином фантазии», «Буриме», «Приемы остроумия» и т.п. Сочинение сказок с использованием карт Проппа.

5.   Моделирование массового театрализованного праздника. Итоговое занятие.

 Особенности массовых праздников. Моделирование массового театрализованного праздника с использованием творческих наработок детей во время прохождения курса. Защита проекта «Праздник сказки».

 

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

По окончании курса дети должны знать основные понятия теории драмы, сценарной композиции, особенности массового праздника; владеть основными приемами монтажа, уметь адаптировать литературный текст для театрализации, сочинить сказку, используя карты Проппа.

Итогом обучения должен стать творческий проект «Праздник сказки».

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. – М., 1983.

2. Берковский Н..Я. Литература и театр. – М., 1969.

3. Лоусон Г.Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария. – М., 1968.

4. Малочевская И.Б. Метод действенного анализа в создании инсценировки. – Л., 1988.

5. Холодов Е.Г. Композиция драмы. – М., 1957.

6. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1982.

7. Массарский С. Активные формы развития основ сценарного мастерства культпросвет-работника. – Л.: ЕНМЦ НТ и КПР, 1987.

8. Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представлений. – М.: Сов. Россия, 1980.

9. Театр, где играют дети: учеб. – метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. Никитиной А.Б. – М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2001.

10. Сценарное мастерство: методическое пособие в помощь начинающему автору. / Сост. Толченов О.А. // Я вхожу в мир искусств, № 1, (53), 2002.

к списку авторов