Программа

 элективного курса для учащихся 9-х классов

 

Тема: «Художественная керамика»

 

участвовала в Российской региональной научно-практической конференции (31.10 – 1.11.2001 г.) Публиковалась в сборнике «Соверщенствование обучения технологии в образовательной школе и педагогическом вузе: «Теория и практика» часть 2, стр.9.

 

 

 

Разработал: Блинов Владимир Александрович,

учитель трудового обучения высшей категории, СОШ №29 г.Владиимира

 

 

 

Пояснительная записка.

Содержание программы «Художественная керамика» направлено на формирование у учащихся технологической культуры, через самореализацию и развитие индивидуальных качеств личности. Программа даёт возможность учащимся ознакомиться с начальными знаниями по основам художественной керамики и применить полученные знания на практике. Успешная реализация программы создаёт предпосылки к осознанному выбору профессии керамиста.

Цели и задачи программы:

-   познакомить с культурой керамики, как одному из древнейших видов
производства на Земле.

-   подготовить учащихся к первоначальному осознанному профессиональному
выбору.

-   развить самостоятельность и творчество через метод школьного творческо­
го проекта, мотивирующего уверенность в собственных силах, создавая
возможность освоения будущей профессии.

-   способствовать привитию культуры труда при выполнении учебных заданий.

В основу теоретических и практических занятий положен дидактический принцип концентричности в знаниях, умениях и навыках.

Для решения поставленных задач проводится дифференцированное обучение художественному ремеслу с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В рамках курса осуществляется интеграция с другими предметами, такими как математика, химия, трудовое обучение, черчение, ИЗО. Практические занятия развивают мелкую, двигательную моторику рук.

 

Оценка информационной обеспеченности и интеллектуальной подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Мировую художественную культуру керамики (обзорно). Основные центры художественной керамики в России. Виды глины и её свойства. Гипс и его свойства. Инструменты и приспособления, применяемые при изготовле нии художественной керамики. Способы сушки и обжига глины, терракота, майолика, глазури, ангобы. Основной состав термических красок, основные способы декорирования поверхности изделий из керамики, устройство муфельной печи. Техника безопасности при обжиге. Основные требования, предъявляемые к профессии керамиста.

Учащиеся должны уметь:

-   читать и составлять эскиз или чертёж изделия

-   определять пригодность глины к выполнению работ

-   лепить простейшие формы из глины

-   производить гипсовую форму для шликерного литья

-   осуществлять шликерное литьё

-   создавать простейшую роспись на керамических изделиях ангобами,
керамическими красками

-   производить глазурирование и обжиг изделия в муфельной печи

-   выполнять творческий школьный проект по изделию из керамики

-   применять безопасные приёмы в работе с керамикой.

 

Повышенный уровень обученности

-   овладение техникой сграффито, техникой фляндровки

-   уметь готовить состав глазури по одному из рецептов

-   знать основы производства керамической плитки

Методы активного обучения в курсе «Художественная керамика» предполагают:

-   проблемное обучение (технология шликерного литья)

-   мозговой штурм (коллективный поиск решения поставленной пробле­
мы - проектирование)

-   метод деловой игры (моделирование учащимися профессиональных
производственных отношений на современном керамическом
приедприятии)

Учебно методическое обеспечение

-   авторский в/ф «Художественная керамика», оператор |В.И.Харченко|

-   набор керамических красок, кистей, глазурь, турнетка, аэрограф

-   стамески, цикли, лопатки, стеки, ножи, циркули, печатки, лекало

-   гипс, гипсовки, гипсовые модели

-   плакаты, таблицы, готовые изделия, фотографии классических изде­
лий из керамики.

 

Тематический план

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

 Теория

Кол-во часов

Практика

1.

Вводное занятие.

1

 

2.

Основы материаловедения.

2

1

3.

Основные технологические операции.

2

8

4.

Виды декоративной отделки керамических изделий.

2

6

5.

Проектные работы.

2

12

 

ИТОГО:

9

27

 

ИТОГО:

36

 


 

Содержание курса.

Тема 1. Место и роль керамики в мировой культуре.

Развитие керамики в России. Художественная керамики на ВЗКИ.

Тема 2. Профессия современного керамиста.

Тема 3. Виды и состав глин.

Технологические свойства глин.

Тема 4. Составление и приготовление керамических масс.

Способы сохранения пластических свойств глин. Практическая работа.

Тема 5. Лепка простейших форм изделий из глины, по выбору ученика.

Лепка игрушки «ослик». Лепка фигурки - «свистулька». Практическая

работа.

Тема 6. Шликерное литьё.

Изготовление деревянной болванки. Выполнение гипсовой формы. Шликерное литьё в гипсовую форму. Практическая работа.

Тема 7. Сушка, зачистка и обжиг керамических изделий. Терракота.

Техника безопасности при термообработке керамических изделий.

Практическая работа.

Тема 8. Способы декорирования поверхности изделий из керамики.

Инструменты и приспособления.

Тема 9. Технология росписи изделий керамическими красками.

Декорирование поверхности изделия техникой «с г р а ф ф и т о», ангобирование. Глазурирование. Майолика. Практическая работа.

Тема 10. Составление технического проекта.

Выбор и обоснование темы проекта. Техническая справка. Историческая справка. Эскиз изделий из керамики. Точение деревянной болванки. Получение гипсовой формы. Литьё в форму. Утельный обжиг. Декоративная отделка изделий. Экономическое обоснование изделий из керамики. Лейбл. Вывод. Развивающая практическая работа.

Тема 11. Экскурсия на ВЗКИ.

Просмотр в/ф «Художественная керамика» - авторский фильм. Съёмка -

В.И. Харченко.

Список литературы.

  1.  Волкова Ф.Н. Общая технология керамических изделий. -Стройиздат, 1989.

  2. Алексин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в кружке -М: «Агар», 1999.

  3. Чистякова С.Н.Твоя профессиональная карьера. Учебник 8-11 классов.- М.: Просвещение, 2003.

  4. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки. Школьные технологии, 2002.

  5. Школа и производство № 3, 1993, журнал.

к списку авторов