Элективный курс

введение в кружевоплетение.

 

Автор:  Горбунова Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования 

Центра внешкольной работы «Лад» ЗАТО

 г.  Радужный  Владимирской области

 

 

Пояснительная записка.

 

Программа ориентирована на изучение и сохранение культурного и духовного наследия России, патриотическое и эстетическое  воспитание подрастающего поколения.

Программа дополняет и конкретизирует знания учащихся о художественном наследии, полученные ими в школе, помогает приобрести навыки художественного прикладного творчества.

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к многовековым традициям народного искусства, социализация посредством полученных знаний, художественных и жизненно необходимых навыков, целостное восприятие русской культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности.

Цель программы: эстетическое, духовное и патриотическое воспитание, общее и творческое развитие личности и подготовка к активной социальной жизни.

Задачи программы:

-         социально – педагогические  (социализация личности обучающегося,  т.е.  естественное  преодоление всевозможных психологических барьеров, развитие культурного уровня, формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения объектов народного художественного наследия, воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны);

-         обучающие (знакомство с народными традициями, древними и современными художественными промыслами, с эстетикой народного творчества, а также допрофессиональная ориентация в области декоративно – прикладного искусства);

-         познавательные (получение знаний о народном художественном наследии России);

-         мотивационные (формирование желания продолжить обучение по данному профилю);

-         развивающие (развитие эстетического и художественного вкуса, потребности к самовыражению через художественное творчество).

 

Программа рассчитана  учащихся 7 – 11 классов.


 

Учебно – тематический  план

 

№ п/п

Наименование темы

Часы

Теоретич.

Практич.

Всего

 1.                 ,

   История возникновения  кружевоплетения на коклюшках в России

 

2

 

 

2

 2.                 ,2

Основные приемы кружевоплетения на коклюшках                    

 

1

 

4

 

5

 3.                 ,3

Центры  кружевоплетения в России. Особенности техники и орнамента

 

2

 

1

 

3

 4.                 ,4

Материалы и выразительные средства кружевоплетения

 

2

 

1

 

3

 5.                 ,5

Моделирование кружевных изделий. Изготовление сколков

 

1

 

2

 

3

ИТОГО:

8

8

16

 

 

 

 

Содержание разделов программы:

 

1.     Кружевоплетение – один из видов декоративно – прикладного творчества. История русского кружева. Место кружева в современном быту. Демонстрация изделий и образцов. Знакомство с материалами и приспособлениями, необходимыми для работы.

 

2.      Изучение основных приемов: «перевить» и «сплести» . Подготовка коклюшек: навивка нити и образование закрепительной петли. Техника плетения основных элементов: «плетешок», «насновка», «полотнянка», «сеточка».Понятие «парно – сцепное кружево».

Практические занятия.

  Отработка на тренажере основных элементов: «плетешок», «насновка», «полотнянка», «сеточка» (см. приложение 1).

 

3.     Исторически сложившиеся центры кружевоплетения в России: Вологда, Елец, Кириши, Балахна, Киров и др..Особенности техники и орнамента, Демонстрация образцов.  Специфические элементы: «вилюшка», «елецкий цветок», «одуванчик», «вятское перекрещивание», «киришская лапа» и др..Особенности многопарной  техники плетения.  Михайловское цветное кружево. Демонстрация образцов.

 

 

 

Практические занятия:

        Тестирование по темам:

а) Усвоение материала  «Основные элементы плетения» (определить на предложенных фотографиях с образцами наличие основных элементов плетения).

б) Усвоение материала  «Особенности орнамента основных центров кружевоплетения России»(определить на предложенных фотографиях с образцами наличие специфических элементов).

 

4.     Материалы и выразительные средства кружевоплетения. Историческая справка о применении золотой, серебряной, цветной, льняной, шелковой нитей, об использовании жемчуга и бисера в кружевоплетении. Техника вплетения жемчуга и бисера в кружево (демонстрация). Кружево в модной одежде . Демонстрация коллекции  моделей с использованием кружева (видео).

Практические занятия:

Попытка разработать модель одежды с использованием кружева. Цветовое решение, материалы.

 

5.     Моделирование кружевных изделий.  Изготовление     сколков. Этапы работы.

Практические занятия:

Изготовление  сколка для плетения  при помощи обычной фотографии. (см. приложение 2) Учащиеся получают одинаковые фотографии цветка, из которых после выполнения определенных этапов работы делают готовые к плетению технические рисунки (сколки).

 

 

 

 

Результат освоения программы:

 

1.     Учащиеся знакомы с историей возникновения кружевоплетения на коклюшках в России, с основными центрами кружевоплетения, с различными техниками и приемами плетения.

2.     Учащиеся на практике научились выполнять основные приемы и элементы.

3.     Создана мотивация на дальнейшее изучение данного вида декоративно-прикладного творчества как имеющего практическую ценность в быту и при создании модной одежды .

4.     Создана ситуация успеха в освоении сложного и трудоемкого ремесла вследствие работы на несложном тренажере и применении при обучении созданию сколков эффективной простой методики.        

         

           

 

Список используемой литературы.

 

1.     Белогорская Р.М., Ефимова Л.В. «Русская вышивка и кружево», М., 1985.

2.     «Основы художественного ремесла» (под редакцией В.А.Барадулина), М.,1979.

3.     Фалеева В.А. «Русское плетеное кружево», Л., 1983.

4.     Попова О.С. «Народные художественные промыслы», М., 1984.


 

Приложение 1.

 Тренажер для ознакомления с техникой плетения четырех основных элементов представляет собой четырехгранную призму, на каждой грани которой закреплены деревянные колышки, к которым прикреплены не толстые веревки с коклюшками на концах. Такие нити легко расплести и повторить упражнение снова.

 

 Приложение 2.

 Техника изготовления сколка по любому рисунку:

1.     Взять понравившийся рисунок и увеличить до нужных размеров (рис.1).

2.     Обвести контуры рисунка (рис. 2).

3.     Перевести контуры на кальку (рис. 3).

4.     Упростить слишком мелкие подробности (рис. 4).

5.     Сгруппировать линии в тесёмки (рис. 5).

6.     Наметить точки накола (рис. 6).

 

 

 

 

к списку авторов