Программа элективного курса

 « Основы лесоводства»

                                                                              

 

 

                                                                                       Составила руководитель

                                                                                      школьного лесничества

                                                                       Коротина О.В Борис-Глебская СОШ

 

 

Объяснительная записка.

 

 

 

    Элективный курс «Основы лесоводства» предназначен для учащихся 9 классов и носит  профориентационную направленность.

    Цели курса:

-         формирование у учащихся знаний основ экологии леса и специальных лесоводческих знаний;

-         формирование у учащихся бережного ,экологически и экономически обоснованного социальноактивного отношения к природе;

-         формирование представлений о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, о деятельности  лесного хозяйства;

-         формирование умений осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесного богатства, сохранение  и усиление защитных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса.

 Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, могут быть использованы ими в сферах своей будущей деятельности. Изучение данного курса будет способствовать подготовке учащихся к выбору профессии.

    Курс «Основы лесоводства» предусматривает теоретическое обучение по следующим разделам:

    Раздел 1 «Лесоводство»-4ч.

    Раздел 2. «Технология лесовыращивания»-3ч.

    Раздел 3. «Защита и охрана леса»-4 ч.

    Раздел 4. «Механизация лесного хозяйства»-1 ч.

    Раздел 5. «Основы лесной таксации»-4 ч.

    Теоретическое изучение курса дополняется практическими занятиями в лесу, в питомнике. Данные работы рекомендуется проводить в весенний период. Учитель может самостоятельно определить количество времени на изучение тем и практическую часть курса.

     Проведение всех видов занятий сопровождается систематическим контролем знаний обучаемых путем устного опроса, выполнения тестовых заданий.

     На вводном занятии учитель дает краткий обзор  всех разделов курса и предлагает каждому  из учащихся  выбрать одну из тем рефератов, над которой он будет работать в ходе  изучения курса. На итоговом занятии проводится защита рефератов учащимися.

Работа с проектом может проводится как группой учащихся, так и индивидуально.

 

 

 

 

 Раздел 1. «Лесоводство».

 

 

     Тема «Лес в нашей жизни».

Лес как объект природы и хозяйственной деятельности .Характеристика лесов Земли, России, Владимирской области. Роль леса в природе и жизни человека.

     Тема «Основы дендрологии».

Общие сведения о важнейших хвойных и лиственных породах деревьев, их биологические особенности, хозяйственное значение (сосна обыкновенная, сосна сибирская, лиственница сибирская, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, дуб черешчатый, береза бородавчатая, липа мелколистная, клен остролистный и др.)

Практическое занятие «Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре, и др.»

     Тема «Основы лесоведения».

Определение понятия  «лес». Составные растительные элементы леса. Признаки леса. Экологические факторы, влияющие на лес : абиотические, биотические, антропогенные. Понятие о росте и развитии лесных пород . Понятие о смене пород и ее хозяйственное значение.

Практическое занятие «Определение в натуре растительных элементов леса».

     Тема « Лесоводство».

Основы лесного законодательства РФ. Понятие о рубках главного пользования. Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные. Рубки ухода за лесом, их  лесоводственные цели, задачи, методы и время проведения. Побочные виды пользования лесом.

     В результате изучения раздела  учащиеся должны знать:

-значение леса в природе и жизни человека;

-биологические особенности и хозяйственное  значение  основных хвойных и лиственных пород леса;

-составные растительные элементы леса;

возрастные этапы леса;

-типы леса.

     Учащиеся должны уметь:

-определять основные виды хвойных и лиственных пород деревьев и кустарников;

-определять в натуре растительные элементы леса.

 

Раздел 2  « Технология  лесовыращивания»

 

Тема « Возобновление леса и лесоведения»

Понятие о возобновление леса.

Естественное  возобновление леса. (семенное и вегетативное их  сравнительная характеристика). Искусственное возобновление леса. Заготовка семян; сроки заготовки семян различных пород. Сбор и переработка шишек. Хранение семян.

 

Тема «Лесные питомники»

Виды питомников, посадочный материал (сеянцы, саженцы, черенки), выращивание в питомниках и его назначение. Основные хозяйственные части питомника. Технология выращивания сеянцев,

Практическое занятие: « Посев семян в питомнике  вручную»

 

Тема3 « Производство лесных культур»

Искусственное лесовстановление и лесоразведение. Лесокультурная площади лесокультурный фонд. Способы создания лесных культур. Посадочный материал, его подготовка к посадке, время и сроки посадки, агротехнический уход.

 

 

 

 В результате изучения раздела  «Технология лесовыращивания» учащиеся должны знать:

- Виды возобновления леса

-         Сроки  заготовки семян и условия их хранения

-         Виды питомников

-         Технология выращивания сеянцев и саженцев

-         Способы создания лесных культур

-         Время и сроки посадки саженцев

 

Учащиеся должны уметь:

-         проводить посев семян в питомнике.

 

     Раздел 3 «Защита и охрана леса».

 

 

    Тема «Основы лесной энтомологии и фитопатологии».

Главнейшие виды вредителей плодов, семян, молодняков, хвои листогрызущие, стволовые вредители. Признаки появления и распространения вредных насекомых. Меры борьбы с болезнями леса. Полезные насекомые. Понятие о болезнях растений и их причины. Иммунитет растений.

    Тема «Лесные звери и птицы».

Насекомоядные и хищные птицы, млекопитающие (грызуны, копытные и насекомоядные животные), их роль в лесном биогеоценозе. Обзор главнейших видов лесных птиц и зверей. Промысловые звери и птицы.

    Тема «Основы лесной пирологии».

Лесной пожар, его виды и причины возникновения. Особенности  различных видов и форм лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесу. Практика тушения лесных пожаров.

    Тема «Охрана лесов от лесонарушений».

Государственная лесная охрана РФ. Должностные обязанности лесника, его права и льготы. Вооружение лесной охраны, форменное обмундирование. Оперативный контроль за охраной лесов от лесонарушений, ревизия обхода, клеймение леса. Порядок выдачи и оформление документов на различные виды лесопользования.

    В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

-признаки появления и распространения вредных лесных насекомых и болезней леса;

-меры борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса;

-основные виды лесных животных и их роль в жизни леса;

-характеристика лесных пожаров;

-способы и средства тушения  лесных пожаров.

    Учащиеся должны уметь:

-распознавать вредных и полезных насекомых, лесных зверей и птиц.

 

Раздел 4 « Механизация лесного хозяйства»

 

 Значение механизации в лесном хозяйстве.  Бензиномоторные пилы и мотокусторезцы, их  назначение и применение. Трактора . применение тракторов в лесохозяйственном производстве. Технологические машины и орудия, машины для сбора семян, посева и посадки леса, машины и орудия для лесных питомников, внесение удобрений, механизмы для рубок

 Раздел 5 « Основы лесной таксации»

 

Тема  « Таксация ствола растущего и срубленного дерева».

Таксационные показатели ствола. Инструмент для измерения толщины ствола растущего дерева. Мерные вилки.  Правила измерения  толщины растущего дерева. Измерение высоты растущего дерева приборами и инструментами. Измерение длины и толщины  ствола срубленного дерева.

Практическое задание Измерение толщины и высоты ствола растущего дерева различными приборами и инструментами. Сравнение результатов измерения.

 

Тема « Таксация насаждения.

Общие понятия о насаждении. Основные компоненты насаждения.  Таксационные показатели насаждения: состав,  полнота, происхождение, средний диаметр и средняя высота, форма и полоса древостоя, бонитет и запас.

 

Тема « Лесной фонд. Подготовка лесосечного фонда»

Понятие о лесном фонде. Деление леса на кварталы. Лесоустроительные знаки в лесу.  Понятие о  годичном лесосечном фронде. Пересчет деревьев на лесосеках, намечаемых под сплошную вырубку. Особенности пересчета деревьев на лесосеках выборочных рубок.

 Тема « Основы лесного товароведения «

 Понятие о породах древесины. Классификация  лесной продукции. Защита лесоматериалов, хранящихся в лесу, от гниения и порчи вредителями

 

 

 В результате изучения темы «Основы таксации» учащийся должен знать:

-         значение лесной таксации

-         основные таксационные показатели растущего дерева

-         таксационные показатели насаждения

-         виды работ  на лесосеках

-          виды лесной продукции

-         устройство измерительных приборов и правила работы с ними.

 

 

Учащийся должен уметь:

-         определять толщину и высоту ствола растущего дерева различными измерительными приборами.

 

 

Библиография

 

  1. Виноградов Г.К. « лесосечные работы» М., « Лесная промышленность», 1981г.
  2. Виноградов Г.К. « Технология лесозаготовок» м., 2 Лесная промышленность», 1981г.
  3. Поляков А.Н. , Набатов Н.И.

« Основы лесоводства и лесной таксации» М, « Лесная промышленность» , 1981г.

  1. Рульков В.В.  «Основы ботаники, лесоводства и лесных культур» М, 2 Высшая школа» 1981г.
  2. Стерин Л.З. «Справочная книга лесника»  Минск  « Ураджый» 1989г.
  3. Желгунов Ю.В. и др.  «Лесоэксплуатация» М, « Лесная промышленность» 1972г.
  4. Храбрый В.М. Атлас – определитель птиц М, «Просвещение» 1988г.
  5. Храбрый В.М.  Атлас определитель насекомых, М, «Просвещение» 1988г.

 

к списку авторов