Элективный курс

«Художественная вышивка»

 

Автор: Ларина Вера Викторовна,

педагог дополнительного образования

Центра внешкольной работы «Лад»

ЗАТО г. Радужный Владимирской области

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

 

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка, как одно из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; ее красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

             Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на растущего ребенка многопланово; оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе.

            Гуманизм и жизнеутверждающая сила народного искусства, чистота его образов и сюжетов, поэтический язык орнамента,  уникальность  технических приемов, доступность восприятия во многом  способствуют формированию мировоззрения детей, их созидательному отношению к окружающему миру, определению своего «Я» в жизни.

             Программа рассчитана для учащихся  9 классов. Она дает возможность развить перспективы дальнейшего образования в области декоративно-прикладного искусства и реализации творческого потенциала учащихся в разработке коллекций по темам народного искусства  различных областей  России.

            Программа рассчитана на  16 часов, из них практические занятия  составляют, примерно 80%.

      

ЦЕЛИ   И   ЗАДАЧИ

 

   Цель:

  - развитие общей культуры школьников, приобщение их к русскому народному искусству;

  -   формирование технические навыки и приемы в выполнении различных швов и изделий;

  -знакомство с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны.

 

     Задачи:

-         привитие им интереса и любви к декоративно- прикладному искусству;

-         содействие профессиональной ориентации.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

№№

 

Наименование  темы

              Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

 

1

Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство России. Виды народного творчества. Материалы для работы.

1

1

-

 

2

Школа вышивальщицы. Основные правила.

Инструменты, приспособления, материалы.

Правила перевода рисунка на ткань. Правила работы в пяльцах.

2

0,30

1,30

 

3

Простейшие и контурные швы, элементы глади. Салфетка.

5

1

4

4

Владимирские швы.

Творческая работа.

                                     ИТОГО:

8

 

16

1

7

                                      

 

 

П Р О Г Р  А М М  А

 

 

1.          ВВОДНОЕ  ЗАНЯТИЯ  ДЕКОРАТИВНОТПРИКЛАДНОЕ  ИСКУССТВО РОССИИ. ВИДЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

 

Рассказ-беседа о декоративно-прикладном искусстве и его назначении в жизни человека. Обзор народных вышивок в нашей стране. Демонстрация изделий.

 

 

 

2.          ШКОЛА ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ. ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА РИСУНКА НА ТКАНЬ. ПРАВИЛА РАБОТЫ ВПЯЛЬЦАХ

 

 Демонстрация набора инструментов и их назначение. Азбука вышивальщицы: чисто вымыть руки; уметь правильно пользоваться инструментами; сохранять правильную осанку при работе в пяльцах; правильно вдевать нитку в иголку; уметь правильно ее закреплять; во время длительной работы соблюдать необходимые перерывы, не оставлять работу незаконченной; знать правила запяливания ткани; способы перевода рисунков на ткань.

 

Практические занятия.

Конспектирование основных понятий. Упражнения по отработке движения рук с иглой. Способы перевода рисунка на ткань.

 

3.ПРОСТЕЙШИЕ И КОНТУРНЫЕ ШВЫ, ЭЛЕМЕНТЫ ГЛАДИ

 

            Понятие о композиции. Виды орнаментов. Знакомство  детей с различными тканями и их свойствами. Правила  раскроя ткани для вышивки. Знакомство с простейшими швами: вперед иголку, стебельчатый, «козлик», с простейшими видами глади. Организация рабочего места.         

           Практические занятия.

            Рисование узоров для салфетки. Раскрой салфетки с учетом запяливания. Подготовка трафарета. Перевод рисунка на ткань ив альбом. Запяливание. Прорисовка швов и запись их названия. Правильная осанка во время работы. Закрепление нити на ткани. Практическое выполнение вышивки. Оформление изделия. Анализ и оценка работы на каждом этапе.

          

4. ВЛАДИМИРСКИЕ  ШВЫ

 

         Знакомство детей с народным искусством Владимирской области. Яркие красочные владимирские швы или «верхошвы» в украшениях современных изделий. Образцы и сюжеты владимирских вышивок, знакомство с коллекцией изделий. Колорит  владимирских швов. Особенности техники исполнения владимирской глади.

Практические занятия.

Зарисовка в альбом элементов владимирской вышивки. Рисование узора (сумочки, подушки, фартука). Подготовка трафарета, перевод рисунка на ткань. Запяливание. Практическое выполнение вышивки. Оформление изделия.

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ОБУЧАЮЩИЕСЯ К КОНЦУ ГОДА

 

 

    Обучающиеся получили  минимальные знания и навыки:

  -     по подбору ткани для изделия;

-         по построению узоров, изготовлению выкроек, трафаретов, лекал;

-         по выравниванию краев ткани, по закреплению рабочей нитки;

-         по выполнению простейших швов;

-         по выполнению владимирских швов.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

  

 

            Данная программа может корректироваться.

            Основной метод занятий – фронтальный: все выполняют одинаковые задания, руководитель излагает  теоретический материал и  дает пояснения одновременно всем обучающимся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Для педагога:

Литвинец  Э.Н., Учитесь вышивать, журнал «Сделай сам» М., Издательство  «Знание» 1991.

Молотобарова  О. С., Учите детей вышивать: Учеб. Пособие для студентов, учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.

 

к списку авторов