ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Резьба по дереву»

 

 Автор: А.В.Напалков,

учитель технологии Костинской СОШ

Петушинского района

Программа профессиональных проб и краткие методические  рекомендации по их проведению

 

Пояснительная записка

 

Содержание предлагаемой программы  по обучению учащихся 6 – 9 классов изготовлению художественных изделий из дерева и резьбе по дереву направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к народному прикладному искусству, его традициям и наследию.

Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.

Обучение учащихся 6 – 9 классов изготовлению изделий художественных промыслов предполагает решение следующих задач:

-                      раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

-                      привить любовь к традиционному народному искусству;

-                      усвоить специфику художественных особенностей различных промыслов;

-                      развить творческие способности учащихся;

-                      обучить учащихся навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов;

Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с художественными народными промыслами, основами композиции, материаловедения, технологией обработки и декорирования изделий.

Обучение школьников должно проходить на основе осмысленного запоминания и восприятия главных отличительных особенностей различных школ народного мастерства. В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных промыслов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий целесообразно  использовать разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров. По каждому произведению следует проводить художественно-содержательный анализ: где, кем и когда создана вещь; как форма изделия, декор, техника исполнения согласуются с материалом и его назначением; каковы особенности и художественно-образная система приёмов выполнения, характеризующие данное произведение.

Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются организация встреч и бесед с народными мастерами, проведение экскурсий и уроков в музеях, посещение выставок народного и декоративно-прикладного искусства.

Практические занятия должны быть направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения (в особенности – художественно-содержательного анализа произведения). Последовательность ознакомления учащихся с разными приёмами и техникой художественной обработки материалов зависит от сложности исполнения, особенностей материала, особенностей самого изделия, технологией изготовления.

Для обучения основам художественного ремесла используются часы, отведённые учебным планом на трудовое обучение.

 Предлагаемая программа может оказать помощь при организации кружковых или факультативных занятий в школе.

 

Общие положения

Важнейшим компонентом цепочки непрерывного воспитания и образования являются профессиональные пробы, организация которых имеет целью отбор и первичную профессионализацию учащихся, склонных к профессиям декоративно-прикладного промысла. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-трудовой процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.

Профессиональная проба проводится на трех уровнях в IX классах. Программа профессиональной пробы включает комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций, проявляющих профессионально важные качества. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащегося конкретной профессии.

Программа профессиональных проб включает занятия по введению в профессию резчика народных промыслов, технико-технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определённых профессиональных навыков и умений.

 

1-й уровень профессиональной пробы – 10 часов

(учащиеся, желающие освоить 1-й уровень профессиональной пробы)

Цель: ознакомить с промыслами, традициями, условиями труда, инструментами, технологией производства. Научить основным приемам и правилам выполнения резьбы. Познакомить с растительным и геометрическим орнаментами.

                                 Тематический план

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

5

Вводное занятие. Знакомство с промыслами, мастерами и производством. Посещение музеев. Просмотр фильмов, слайдов, вырезок, видео сюжетов.

 Организация труда. Ознакомление с условиями труда, рабочим местом, набором инструментов, техникой безопасности. Требования профессии к человеку.

 Выполнение профессиональной пробы 1-го уровня. Основные правила и приёмы выполнения резьбы. Знакомство с основами композиции.

Отработка геометрического орнамента.

Отработка растительного орнамента.

 Выполнение контрольного задания для 1-го уровня. Самостоятельно выполнить резьбу на основе полученных навыков резьбы и составления композиции.

 Анализ выполнения контрольного задания.

Выбор приёмов, освоенных элементов геометрического или растительного орнаментов, правильность составления композиции с учётом формы изделия, индивидуальность работы.

Отбор для прохождения 2-го уровня профессиональной пробы.

1

 

 

1

 

 

4

 

 

 

 

3

 

 

1

Выполнение профессиональной пробы

1-го уровня

Технологический компонент

Ситуативный компонент

Функциональный компонент

Основные правила и приёмы выполнения резьбы.

Знакомство с основами композиции

Задание. Освоить правила и приёмы резьбы по дереву.

 

 

Условие. Выполнение приёмов резьбы учителем, после чего учащемуся предлагается повторить показанный приём.

Результат. Задание считается выполненным, если резьба исполнена четко, с соблюдением технологических особенностей.

Задание. Выполнение приёмов резьбы по правилам, с которыми ознакомились.

Условие. Выполнение резания простых элементов с учётом направления волокон древесины.

 

Результат. Задание считается выполненным, если проявляются самостоятельность и вариативность.

Задание. Резьба по дереву на дощечках-тренажёрах.

 

 

Условие. Самостоятельно выполнить резьбу, соблюдая основные правила.

 

 

Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует технологическим и эстетическим требованиям

Отработка геометрического орнамента

Задание. Освоить элементы геометрического орнамента: тонкая линия, сеточка, штрихи, завитки, геометрические фигуры.

Условие. Выполнение элементов геометрического орнамента учителем, после чего учащийся повторяет показанные приёмы.

Результат. Задание считается выполненным, если элементы орнамента выполнены четко.

Задание. Составить композицию геометрического орнамента.

 

Условие. Использование знакомых элементов геометрического орнамента.

 

Результат. Задание считается выполненным, если орнамент составлен правильно, выдержана композиция с учётом необходимых элементов орнамента и вариативности

Задание. Выполнить резьбу, используя элементы геометрического орнамента.

 

 

Условие. Самостоятельно оформить поверхность изделия элементами геометрического орнамента.

 

Результат. Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия и выполнена с учётом вариативности.

Отработка растительного орнамента

Задание. Освоить элементы растительного орнамента: лист, веточка, цветок, бутон, колосок…

 

Условие. Элементы орнамента демонстрируются учителем, затем выполняются учащимися.

 

 

Результат. Задание считается выполненным, если элементы выполнены правильно.

Задание. Составить композицию на тему «Осенний букет» с учётом освоенных элементов растительного орнамента.

Условие. Использовать освоенные элементы орнамента с учётом вариативности.

 

Результат. Задание считается выполненным, если «осенний букет» композиционно завершён с учётов вариативности.

Задание. Выполнить резьбу  подарочного панно.

 

 

 

Условие. Самостоятельно разработать оформление поверхности панно элементами растительного орнамента.

Результат. Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия с учётом вариативности.

         

 

2-й уровень профессиональной пробы – 10 часов

( учащиеся,  успешно освоившие 1-й уровень профессиональной пробы)

Цель: совершенствовать приёмы использования различных орнаментов в резьбе, самостоятельно разрабатывать композиции резьбы с учётом вариативности, знать технологический процесс и последовательность выполнения плоскорельефной, скульптурной резьбы средней сложности. Познакомить с традициями народных промыслов.

                                  Тематический план

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

 

 

2

 

 

 

3

 

 

4

 

5

 Вводное занятие. Перспективы развития народных промыслов: внешнеэкономические связи, кадры, экономика.

 Творческая мастерская. Знакомство с мастерством резчиков по дереву, индивидуальные особенности художественного исполнения изделий мастерами, наблюдение за работой мастеров.

 Выполнение профессиональной пробы 2-го уровня.

Резьба сюжетной композиции

Выполнение мелкой скульптурной пластики

 Выполнение контрольного задания для 2-го уровня.

Резьба сюжетной композиции

 Анализ выполнения контрольного задания.

Индивидуальная защита выполненных работ, краткий разбор оформленных изделий учителем, индивидуальность и творческий подход к выполнению задания, отбор для прохождения 3-го уровня профессиональной пробы, выставка лучших работ.

1

 

 

экскурсия

 

 

 

4

 

 

3

 

2

 

Выполнение профессиональной пробы

2-го уровня

 

Технологический компонент

Ситуативный компонент

Функциональный компонент

 

Резьба сюжетной композиции

 

Задание. Освоить приемы переработки природных форм в декоративные образы, принципы разработки сюжетной композиции.

 

Условие. Под руководством учителя разработать сюжетную композицию.

 

 

 

Результат. Задание считается выполненным, если разработанная композиция даёт чёткое представление о задуманном сюжете.

Задание. Разработать свою  декоративную композицию.

 

 

 

Условие. Самостоятельно разработать содержание сюжетной композиции.

 

 

 

Результат. Задание считается выполненным, если достаточно полно передан характер в изображении задуманного сюжета.

Задание. Выполнить резьбу сюжетной композиции.

 

 

 

Условие. Передать в резьбе реальное впечатление сюжетных мотивов, используя вариативность.

 

Результат. Задание считается выполненным, если автор, используя вариативность, смог выявить характер резьбы и наиболее верно соединил элементы орнамента с сюжетными мотивами, при этом сохраняя художественную целостность изделия.

 

Выполнение мелкой скульптурной пластики

 

Задание. Освоить приёмы резьбы мелкой скульптурной пластики.

 

 

Условие. Самостоятельно разработать отдельные детали резьбы, передать характер пластики, настроение.

 

Результат. Задание считается выполненным, если детали резьбы передают пластику скульптуры.

Задание. Выполнить резьбу скульптурной пластики с раскрытием содержания образа.

 

Условие. Выполнение резьбы с учётом вариативности.

 

 

Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует характеру и содержанию скульптуры.

Задание. Выполнить резьбу «Барыня и Гусар» (Владимирская игрушка).

 

 

Условие. Самостоятельно передать характер скульптурной композиции

 

 

Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует заданному сюжету.

         

 

 

3-й уровень профессиональной пробы – 10 часов

(учащиеся, успешно освоившие 2-й уровень профессиональной пробы и желающие овладеть мастерством домовой резьбы.)

Цель:  совершенствовать мастерство художественной обработки изделий на основе авторских разработок, создание новых форм художественных изделий. Познакомить с традициями Русского «потешного» промысла.

                                  Тематический план

 

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

 

 

2

 

 

 

3

 

 

4

  

 Вводное занятие. Знакомство с историей народного «потешного» промысла, традиции русских мастеров-игрушечников, просмотр фильмов, фотографий.

 Индивидуальная работа учителя с учащимися. Обучение более сложным, отточенным художественным приёмам резьбы, построению сложных композиций.

 Выполнение профессиональной пробы 3-го уровня.

Разработка фасада крестьянской избы.

Резьба плоских изделий крупных форм.

 Анализ выполнения квалификационной работы.

Оценка творческой деятельности учащегося.    Рекомендации для поступления в художественные училища.

Организация выставки работ.

1

 

 

4

 

 

 

4

 

 

 

1

 

Выполнение профессиональной пробы

3-го уровня*

 

Технологический компонент

Ситуативный компонент

Функциональный компонент

 

Резьба плоских изделий крупных форм

 

Задание. Освоить приёмы составления орнаментов прорезной резьбы на поверхности изделия.

 

Условие. Самостоятельно продумать соотношение сквозных элементов и поверхности материала.

Результат. Задание считается выполненным, если резьба отличается выразительностью, разумным сочетанием контрастов.

Задание. Детально разработать узор в эскизе в соответствии с выбранной формой.

 

Условие. Выбрать изделие и детально продумать его резьбу.

 

Результат. Задание считается выполненным, если резьба даёт впечатление полной слитности формы и декора.

Задание.  Выполнить резьбу наличника (круглого) окна.

 

 

Условие. Показать знания и умения использовать приёмы резьбы.

Результат. Задание считается выполненным, если резьба наличника окна носит завершённый характер.

 

Разработка авторского эскиза фасада крестьянского дома

 

Задание.  Разработка авторского эскиза отдельного элемента фасада дома.

 

Условие. Эскиз выполняется на бумаге, учитывая возможности технологического процесса изготовления элемента фасада.

 

Результат. Задание считается выполненным, если элемент фасада в эскизе отвечает технологическим требованиям.

Задание. Разработка     авторского эскиза элементов фасада дома.

 

Условие. Эскиз отвечает особенностям домовой резьбы.

 

 

 

Результат. Задание считается выполненным, если элементы фасада в эскизе выдержаны в традициях домовой резьбы.

Задание. Разработка авторского эскиза фасада крестьянского дома.

 

Условие. Эскиз выполняется каждым учащимся самостоятельно.

 

 

 

Результат. Задание считается выполненным, если фасад дома в эскизе строго индивидуален.

         

 

*примечание. Учитель при проведении профессиональных проб 3-го уровня большее внимание уделяет творческим способностям учащихся, развитию индивидуальности, совершенствованию  мастерства.

 

 

В профессиональной пробе выделяются три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный.

Технологический аспект характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения учащимися определённых профессиональных умений. Задания этого аспекта включают упражнения на отработку приёмов работы инструментами, используемыми в профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.

Ситуативный аспект воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в неё. Выполнение этих заданий требует от учащихся определённых мыслительных действий на основе опыта и знаний, приобретённых в процессе подготовки к выполнению проб.

Функциональный аспект отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональной деятельности в целом и активизируют тем самым потребности установки, цели и мотивы, определяющие направленность на эту деятельность.

Профессиональные  пробы выполняются индивидуально или в составе группы. При этом они могут быть включены в структуру урока или осуществляться во внеурочное время.

Рассматривая профессиональную пробу как завершённый цикл конкретных действий, предусмотрены её диагностические и обучающие возможности. Кроме того, профессиональная проба, моделирующая реальную профессиональную деятельность, стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности к избираемой профессии и способствует реализации принципа свободного профессионального выбора.

Программа профессиональных проб разработана в соответствии с основными требованиями к профессиям. Пробы осуществляются в два этапа: подготовительный, в котором выделяется диагностическая и обучающая часть, и практический.

Практический этап пробы состоит из заданий трёх уровней сложности. Задания 1-го уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя. Задания 2-го уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности. При выполнении заданий 3-го уровня сложности от учащихся требуется планирование своей работы, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности.

При организации и проведении профессиональных проб необходимо учитывать субъективные и объективные факторы, влияющие на продуктивность их выполнения. К субъективным относятся факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность школьников к выполнению профессиональных проб. Объективные факторы влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб.

 

В основу профессиональных проб положены идеи профессора С.Фукуямы (Япония), согласно которым профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации.

 

                                                          Тематический план

 

Разделы и темы

Количество учебных часов

Классы

6

7

8

9

     Технология обработки древесины

-         основы деревообработки

-         материаловедение

-         «азбука» столярного дела

-         элементы машиноведения

 

    Резьба по дереву

-         контурная резьба

-         геометрическая резьба

-         плоскорельефная резьба

-         рельефная резьба

-         скульптурная пластика

-         прорезная резьба

-         итоговая квалификационная работа

 

    Декоративно-прикладное искусство

-         народные промыслы (история, центры, традиции)

-         народная игрушка (история, центры, традиции)

 

    Основы композиции

  

     Всего

 

14

 

8

6

 

 

 

36

18

12

 

 

 

 

6

 

10

10

 

 

  

8

 

 68

 

16

 

 

 

16

 

 

34

 

10

18

 

 

 

6

 

10

10

 

  

 

8

 

 68

 

14

 

 

 

8

6

 

34

 

 

 

20

8

 

6

 

12

6

 

6

  

8

 

 68 

 

12

 

 

 

 

12

 

40

 

 

 

 

 

16

24

 

8

4

 

4

  

8

 

 68

 Программа

6 класс

Технология обработки древесины (14ч)

 

Теоретические сведения.

          Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера рисунка волокон древесины при выполнении резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины. Недостатки древесины. Влажность и сушка древесины.

Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ. Различные виды приспособлений: упоры, державки, скобы, упорные винты. Правила техники безопасности.

Образцы инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их использования. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для резьбы.

Значение измерительных инструментов в работе. Виды измерительного инструмента: метр, линейка, угольник, малка. Назначение. Правила пользования измерительными инструментами.

Практические работы.

Подготовка рабочего места резчика. Выбор инструмента для резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для резьбы. Использование измерительных инструментов.

Резьба по дереву (36ч)

 

Контурная резьба (18ч)

 

Теоретические сведения.

Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы.

История контурной резьбы. Пластический характер решения композиций. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по тонированному фону. Технология тонирования деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на тонированный фон.

Инструменты используемые при выполнении контурной резьбы. Приёмы резьбы . Правила техники безопасности при выполнении резьбы.

Практические работы.

Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы. Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Контроль качества выполнения учебных приёмов резьбы.

Подготовка основы для контурной резьбы. Тонирование основы при необходимости. Перевод рисунка на основу. Выполнение резьбы. Отделка  готового изделия.

 

Геометрическая резьба (12ч)

 

Теоретические сведения.

Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры резных композиций из истории народных промыслов. Исходные «азбучные» элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Использование «азбучных» элементов при составлении геометрических композиций. Композиционные сочетания резных элементов. Зависимость выразительности композиции от геометрического узора.

Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы элементов геометрической резьбы. Способы отделки резной поверхности. Правила техники безопасности при выполнении геометрической резьбы.

Практические работы.

Упражнения в разметке и исполнении «азбучных» элементов геометрической резьбы (каждый элемент повторяется многократно на протяжении всей полосы разметки).

Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы. Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Контроль качества выполнения учебных приёмов резьбы.

Сравнение запланированного хода работы с фактическим.

 

Декоративно-прикладное искусство (10ч)

 

Народные промыслы (10ч)

 

Теоретические сведения.

Беседа о декоративном народном искусстве, его видах: резьба по дереву, роспись, плетение и др. Показ иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска.   Рассказ о местных традициях резьбы по дереву.

Знакомство с разделом декоративного народного искусства. Рассказ об истории и художественной значимости искусства резьбы по дереву. Значительные работы художественной резьбы по дереву в экспозициях и фондах музеев.

Практические работы.

Зарисовки образцов изделий с резьбой по дереву. Краткое описание зарисовок. Образцы для копирования – контурная и геометрическая резьба на бытовых предметах.

 

Основы композиции (8ч)

 

Теоретические сведения.

Понятие о пропорциях, ритме, раппорте. Симметрия в декоративной композиции. Средства художественной выразительности: цвет, линии, форма и пропорции, объём. Цвет как активное средство создания художественного образа. Элементы цветоведения. Контрасты.

Выразительность линии в передаче внешнего очертания предмета. Особенности силуэтного рисунка. Передача особенностей предмета (большой, маленький, широкий, узкий)

Понятие о проекте изделия. Учёт функционального назначения предмета и его связь с декором. Пропорции, равновесие, симметрия и асимметрия, динамичность и статичность.

Декоративная тематическая композиция, её основные принципы, плоскостная трактовка предметов и их условное размещение на поверхности листа (изделия).

Практические работы.

Зарисовка схем простейших композиций. Выполнение упражнений: осенние листья, зимний лес, весенние цветы. Решение творческих задач: составление композиции эмоционального выражения настроения (радость, грусть, гнев).

Самостоятельная работа учащихся. Нахождение наиболее удачного решения композиции изделия. Создание проекта.

 

7 класс

Технология обработки древесины (16ч)

 

«Азбука» столярного дела (16ч)

Теоретические сведения.

Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины. Виды пиломатериалов.

Инструменты и приспособления для столярных работ. Приёмы и последовательность разметки (по шаблону, линейкой, угольником). Приёмы и последовательность пиления (продольное, поперечное, смешенное), виды пил. Приёмы и последовательность строгания, виды стругов: шерхебель, рубанок, фуганок, калёвки.

Сборка и отделка изделий. Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях, шурупах, клею). Последовательность соединения деталей из древесины.  Контроль точности взаимного расположения деталей. Способы отделки готового изделия. Подготовка поверхности, шлифование, тонирование.

Другие технологические операции по обработке древесины при изготовлении изделий. Приёмы и последовательность выполнения.

Правила безопасности труда при выполнении операций по обработке древесины.

Практические работы.

Упражнения по освоению приёмов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений.

 Разметка по шаблону, линейке, угольнику. Пиление брусков, досок, применение приспособлений.

 Строгание базовых поверхностей и проверка их линейкой и столярным угольником. Разметка ширины и толщины заготовки. Дальнейшая  обработка деталей.

 Подготовка деталей к сборке. Предварительная сборка. Сборки деталей на гвоздях, шурупах, клею. Контроль  готового изделия. Отделка изделия.

 

Резьба по дереву (34ч)

 

Геометрическая резьба (10ч)

 

Теоретические сведения.

Создание композиций по мотивам геометрической резьбы. Разработка эскизов для оформления заданного пространства. Орнамент в геометрической резьбе. Виды орнаментов.

Практические работы.

Выполнение в материале композиции по мотивам геометрической резьбы. Перенос рисунков на  поверхность изделия. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

 Плоскорельефная резьба (18ч)

 Теоретические сведения.

Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы, разновидности резьбы: с заоваленным контуром, с подобранным и подушечным фоном.

История плоскорельефной резьбы. Пластический характер решения композиций. Примеры резных композиций из истории народных промыслов. Порядок  разметки и последовательность исполнения резьбы. Использование декоративных элементов при составлении композиций. Композиционные сочетания резных элементов. Зависимость выразительности композиции от вида плоскорельефной резьбы.

Инструменты, используемые при выполнении плоскорельефной резьбы. Начальные приёмы плоскорельефной резьбы. Приёмы резьбы декоративных элементов. Способы отделки резной поверхности. Правила техники безопасности при выполнении плоскорельефной резьбы.

Практические работы.

Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы. Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Контроль выполнения учебных приёмов резьбы.

Подготовка основы для резьбы декоративных элементов. Переработка природных форм в декоративные образы плоскорельефной резьбы. Исполнение в материале декоративной резной композиции. Тонирование поверхности при необходимости. Контроль качества готового изделия.

 

Декоративно – прикладное искусство (10ч)

 

Народные промыслы (10ч)

 

Теоретические сведения.

История возникновения художественного промысла абрамцево-кудринской резьбы, краткий анализ её художественных и технических особенностей. Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Этапы выполнения абрамцево-кудринской резьбы. Знакомство с образцами работ мастеров-резчиков, иллюстрациями, фотографиями.

Практические работы.

Зарисовки образцов изделий с резьбой по дереву. Краткое описание зарисовок. Образцы для копирования – абрамцево-кудринская резьба на бытовых предметах.

 

Основы композиции (8ч)

 

Теоретические сведения.

Виды орнаментов. Определение понятия «орнамент». Ознакомление с двумя основными видами орнаментов – растительным и геометрическим. Многообразие форм и мотивов орнамента (природные формы, изображения животных, людей).

Геометрический орнамент. Фигуры, линии, сложные элементы, полученные путём симметрических преобразований.

Применение в орнаментике круговых мотивов. Солярные знаки символизирующие образ небесных светил. Круг – символ солнца.

Применение в орнаментике иных геометрических фигур. Квадрат – символ земли. Треугольник – знак оберега. Ромб – символ плодородия. Ромб и крест – образ дерева.

Построение орнамента в полосе, квадрате, круге.  Основные схемы расположения орнамента в полосе, квадрате, круге.

Ритм – одно из важнейших средств создания произведения декоративно-прикладного искусства. Простые схемы ритмического построения орнамента.

Практические работы.

Составление различных узоров из растительных и геометрических элементов. Размещение элементов орнамента с использованием намеченных композиционных схем.

 

8 класс

Технология обработки древесины (14ч)

 

«Азбука» столярного дела (8ч)

Теоретические сведения.

Понятие о шиповых соединениях. Конструктивные элементы деталей (шип, проушина, гнездо) и их назначение. Понятие о номинальном и допустимом размерах , о предельных отклонениях и допуске на размер.

Виды столярных соединений. Основные размеры элементов соединений в зависимости от размеров деталей. Понятие о сращивании, сплачивании.

Виды концевых соединений. Расчёт  основных размеров. Применение соединений. Угловые серединные соединения, расчёт размеров, применение.  Ящичные соединения, расчёт размеров, применение.

Виды соединений, применяемых при изготовлении столярных изделий (окна, двери, мебель и др.).

Дефекты в столярных соединениях, их предупреждение и исправление. Требования к качеству столярных соединений.

 

Долота и стамески, их конструкция и назначение. Приёмы наладки ручного инструмента (рубанка, стамески, долота). Заточка и заправка режущих частей деревообрабатывающих инструментов.

Клеевые соединения. Виды клеев. Технологический процесс склеивания. Применение струбцин, вайм. Выдержка склеенных деталей перед дальнейшей обработкой.

Организация труда и правила безопасности труда при выполнении столярных соединений. Рабочие деревообрабатывающих профессий (плотник, столяр, токарь).

Практические работы.

Наладка ручных инструментов и приспособлений для обработки древесины. Выполнение столярных соединений: разметка, запиливание шипов и проушин, долбление, соединение деталей насухо, подгонка элементов соединений, сборка деталей на клею.

Художественная отделка готового изделия (тонирование, резьба и т.д.). контроль качества изделия.

Элементы машиноведения (6ч)

 

Теоретические сведения.

Великие изобретения (машина, двигатель, станок, радио, телевидение и др.) и технический прогресс.

Понятие о машине. Классификация машин по выполняемым функциям. Типовые детали машин (вал, ось, крепёжные детали). Конструктивные элементы деталей (отверстие, фаска, вырезы).

Токарный станок как технологическая машина, его назначение и применение, общее устройство. Принцип действия станка. Основные движения в станке, сложение движений. Кинематическая схема станка.

История создания токарного станка по дереву. Принцип работы и выполняемые операции. Инструменты и приспособления для выполнения токарных работ по дереву. Резцы, их форма, назначение и применение. Измерительные инструменты: кронциркуль, нутромер, штангенциркуль.

Особенности применения в токарном деле различных пород древесины.

Подготовка станка к работе: крепление заготовки, установка подручника, применение приспособлений (вилка, патрон, планшайба).

Приёмы работы на токарном станке: черновое и чистовое точение, точение цилиндрических поверхностей, шлифование поверхности на станке. Требования безопасности труда.

Практические работы.

Определение размеров заготовки для точения. Подбор древесины для токарной обработки. Подготовка заготовки для точения на станке. Точение изделия цилиндрической формы: крепление заготовки, установка подручника, использование приспособлений, контроль размеров детали, отделка поверхности изделия.

 Резьба по дереву (34ч)

 Рельефная резьба (20ч)

Теоретические сведения.

Искусство рельефной резьбы по дереву в России. Иллюстрации, фотографии с изображением произведений народного искусства с рельефной резьбой.

Художественные и технические особенности рельефной резьбы. Виды резьбы. Орнамент рельефной резьбы. Элементы и мотивы орнаментов в рельефной резьбе, их композиционное построение, стилистическая направленность.

 Инструменты и приспособления необходимые для выполнения работ в технике рельефной резьбы по дереву. Требования к качеству выполнения резьбы. Правила безопасности труда при работе с режущим инструментом.

Практические работы.

Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы. Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Контроль выполнения учебных приёмов резьбы.

Подготовка основы для резьбы декоративных элементов. Переработка природных форм в декоративные образы рельефной резьбы. Исполнение в материале декоративной резной композиции. Тонирование поверхности при необходимости. Контроль качества готового изделия.

 Скульптурная резьба (8ч)

 Теоретические сведения.

Беседа об искусстве скульптурной пластики  в резьбе по дереву: игрушки Архангельской, Владимирской, Нижегородской областей, пластика Богородских резных скульптур и игрушек.

Художественные и технические особенности резьбы, разновидности резьбы.

История скульптурной резьбы. Пластический характер решения скульптурных композиций. Примеры пластического решения резных форм из истории народных промыслов. Порядок  разметки и последовательность исполнения резьбы. Использование декоративных элементов при передаче пластики. Композиционные сочетания резных элементов. Зависимость выразительности композиции от вида резьбы.

Инструменты, используемые при выполнении резьбы. Приёмы резьбы: передача пластики, динамики и характера. Способы отделки резной поверхности. Правила техники безопасности при выполнении скульптурной резьбы.

Практические работы.

Работа над эскизом скульптурной формы. Создание макета в пластилине или глине. Знакомство с последовательностью выполнения скульптурной резьбы по дереву. Выполнение резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами, используемыми при выполнении резьбы по дереву скульптурных форм.

  

Декоративно – прикладное искусство (12ч)

 

Народные промыслы (6ч)

 

Теоретические сведения.

История возникновения художественного промысла: рельефной резьбы,  мелкой скульптурной пластики;  краткий анализ  художественных и технических особенностей. Мотивы, орнаменты, характерные для  резьбы способы передачи пластики, движения. Этапы выполнения резьбы. Знакомство с образцами работ мастеров-резчиков, иллюстрациями, фотографиями.

Практические работы.

Зарисовки образцов изделий с резьбой по дереву. Краткое описание зарисовок. Образцы для копирования –  резьба на бытовых предметах, мелкая скульптурная пластика, народная игрушка.

 

 

Народная игрушка (6ч)

 Теоретические сведения.

Беседа о народном искусстве игрушечного промысла, его центрах. Виды игрушечного промысла: резьба по дереву, роспись, плетение и др. Показ иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства игрушечного промысла. Знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска.   Рассказ о местных традициях резьбы по дереву.

Знакомство с  народным искусством игрушечного промысла. Рассказ об истории и художественной значимости игрушки в крестьянской среде. Значительные работы игрушечного промысла в экспозициях и фондах музеев.

Практические работы.

Зарисовки образцов игрушек различных промыслов. Краткое описание зарисовок. Образцы для копирования – Богородская игрушка, Владимирская игрушка, игрушки плотников Севера и др.

  

Основы композиции (8ч)

 

Теоретические сведения.

Понятие о простом и сложном ритмах, статике и динамике в произведениях декоративного народного искусства. Основные принципы построения предметных форм, взаимоотношение формы предмета и его декоративного оформления.

Средства гармонической организации плоскостных и пространственных форм. Основные свойства пространственных форм, линий, поверхностей; положение формы в пространстве, масса, вес. Материал, фактура. Светотень, цвет, контраст.

Практические работы.

Упражнения в составлении композиций декоративного оформления заданного пространства. Разработка эскиза  игрушки на основе традиционных форм народных промыслов.

9 класс

Технология обработки древесины (12ч)

Элементы машиноведения (12ч)

 

Теоретические сведения.

Виды малогабаритных универсальных механических инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины (рубанок, лобзик, фрезер, пила, дрель). Их устройство, назначение, принцип действия. Правила и приёмы работы. Соблюдение правил безопасности при работе с электроинструментом.

Технология изготовления деталей конических и фасонных форм. Чертёж детали конической или фасонной формы. Приёмы обтачивания конических и фасонных деталей.  Шаблоны. Набор токарных резцов для вытачивания конических и фасонных поверхностей. Правила безопасности труда при выполнении токарных работ.

Матрёшка как пример токарной обработки конических и фасонных поверхностей. История создания матрёшки. Разновидности и особенности композиционного построения формы матрёшки. Технология изготовления матрёшки.

Практические работы.

Изготовление деталей с коническими и фасонными поверхностями на токарном станке по дереву.

Изготовление изделий с использованием ручных электроинструментов.

 Резьба по дереву (40ч)

 Прорезная резьба (16ч)

Теоретические сведения.

Исторические корни русского зодчества. Элементы русской избы: сруб, фронтон, стропила, кровля, окно, конёк. Элементы избы, украшаемые резьбой (причелины, балясины, лобовая доска, наличник, подзор, кокошник, полотенце, волюта). Инструменты для выполнения домовой резьбы. Виды и технология выполнения домовой резьбы: прорезная, рельефная, объёмная. Использование элементов домовой резьбы в современном строительстве.

Практические работы.

Ознакомление со старинными и современными местными деревянными постройками, украшенными домовой резьбой. Изготовление макетов деревянных построек. Упражнения по изготовлению резных элементов домовой резьбы по образцам. Контроль за процессом работы. Отделка готового изделия.

 Итоговая квалификационная работа (24ч)

Выполняется в соответствии с требованиями профессиональных проб 3-го уровня.

 Декоративно – прикладное искусство (8ч)

 Народные промыслы (4ч)

 Теоретические сведения.

Искусство плотницкого ремесла Севера, Поволжья, Владимирской, Ярославской, Новгородской и других областей. Деревянное зодчество, его связь с искусством резьбы по дереву. Уровень исполнительского мастерства, образная выразительность деревянных изделий. Способы художественной обработки, характер орнаментального декора в монументальной домовой резьбе.

Традиционные центры народной резьбы, своеобразие художественно-стилистических черт основанных на исторических, культурных, географических условиях развития края.

Практические работы.

Знакомство с узорочьем прорезной резьбы в оформлении домов. Выбор наиболее выразительных мотивов резьбы для копирования. Создание  зарисовок элементов резного декора домов (наличник окна, карниз, фронтон).

 

Народная игрушка (4ч)

Теоретические сведения.

Народная игрушка разных промыслов: деревянная, глиняная, резная. История развития игрушечного промысла. Место игрушки в крестьянском быту. Этнографические музеи, музеи народного творчества. Художественные особенности различных промыслов.

Практические работы.

Зарисовки резных деревянных игрушек. Создание макетов игрушек на бумаге, в глине или пластилине. Создание несложных форм игрушек из дерева, токарные формы. Разработка авторского эскиза русской деревянной игрушки.

  

Основы композиции (8ч)

Теоретические сведения.

Понятие архитектоники в декоративно-прикладном искусстве. Определение пластических искусств. Выразительные искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование.

Понятие стилизации и стиля в искусстве. Пропорции. Целостность, соразмерность, равновесие, единство. Последовательность поиска композиционного решения.

Практические работы.

Анализ изделий, выполненных опытными резчиками. Разработка резной композиции будущего изделия и отдельных деталей.

Изготовление изделия произвольной тематики с использованием всех видов отделки. Учёт функционального назначения предмета  и его связь с декором. Технологические требования к изделию, его художественные достоинства.

 

После окончания курса обучения учащиеся должны знать:

 

-         о народных промыслах, расположенных на территории России, об истории и развитии промыслов;

-         о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства, хранящихся в местных музеях;

-         о характерных особенностях художественной резьбы по дереву;

-         о полном процессе изготовления художественных резных изделий;

-         правила безопасности при обработке художественных изделий;

-         об ассортименте изделий, выпускаемых  предприятиями народных художественных промыслов.

 

 

   Учащиеся должны уметь:

 

-         делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

-         разрабатывать самостоятельно завершённые композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

-         владеть инструментом для резьбы по дереву;

-         выполнять несложные формы токарных изделий на станке;

-         владеть техническими приёмами контурной, геометрической, плоскорельефной, рельефной, прорезной резьбы по дереву в традициях народных промыслов;

-         выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;

-         выполнить итоговую квалификационную работу на присвоение соответствующего разряда рабочего по профессии «резчик по дереву».

 

  

Литература

  

1.                   Программа. Трудовое обучение «ТЕХНОЛОГИЯ» /под редакцией Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко /М. «Просвещение», 1996 г.

2.                    Программа. «Сельский дом и семья»

3.                    Программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы /под редакцией Н.В.Евстигнеева / Резьба по дереву – к.п.н Ю.В.Максимов /М. «Просвещение», 1992 г.

4.                    Программа. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / научный руководитель Б.М.Неменский/ М. «Просвещение», 1994 г.

5.                    Программа. Факультативный курс по искусству в общеобразовательных школах 5-11 классы / под редакцией Н.В.Евстигнеева / «Декоративно-прикладное искусство» - Л.Г.Савенкова / М. «Просвещение», 1991 г.

6.                    Программа. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / научный руководитель Т.Я.Шпикалова / М. «Просвещение», 1996 г.

7.                    Программа.  Твоя профессиональная карьера 8-9 классы/ Программа профессиональных проб – общая научная редакция  д.п.н., проф. С.Н.Чистякова / М. «Просвещение», 1994 г.

8.                    В.Г. БУРИКОВ, В.Н. ВЛАСОВ. Домовая резьба – М. Нива России, 1992 г.

9.                    А.Ю СЕМЕНЦОВ. Резьба по дереву – Мн. «Современное слово», 2000 г.

Л.А.ЛОГАЧЁВА. Основы мастерства резчика по дереву – М. «Народное творчество», 2002 г.

 

Методическое руководство к таблицам

 

«Резьба по дереву»

«Техника выполнения различных видов резьбы»

 

Пособие для учителей трудового обучения

 общеобразовательных школ

к курсу профессиональной подготовки

образовательной области

«Технология»

 

 

Предисловие

Комплект учебных таблиц разработан в соответствии с программой профессиональной подготовки для общеобразовательных школ по курсу «Резьба по дереву».

При этом ставится цель познакомить учащихся с технологическими приёмами декоративной отделки изделий. Серия состоит из таблиц, призванных помочь учителю при рассмотрении теоретических, организационных и технико-технологических сведений. Содержание каждой таблицы отражает лишь обязательный минимум сведений по технологии выполнения различных видов резьбы, где изображены технически грамотные приёмы её выполнения.

В зависимости от дидактических целей урока таблицы могут использоваться :

-         при объяснении новых приёмов работы;

-         при обобщении ранее изученных сведений;

-         при закреплении усвоенных технологических приёмов в ходе изготовления изделий.

Показ учителем рабочей позы, способов и приёмов резьбы, сопровождаемый демонстрацией учебных таблиц, способствует закреплению знаний, помогает учащимся самостоятельно, без обращения к учителю, восстановить в памяти показанные рабочие приёмы.

Практически каждая таблица используется многократно, не только непосредственно при изучении данного вопроса, но и потом, в ходе усвоения и последующей отработки рабочих навыков.

Данное наглядное пособие призвано способствовать овладению учащимися специфической терминологией, развитию творчества, кругозора.

Содержание и оформление таблиц удовлетворяет требованиям политехнического принципа и отражает творческую и профориентационную направленность трудового обучения.

  

 

Таблица №1.  КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА

 

 

Таблица используется при обучении приёмам выполнения контурной резьбы.

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранных выемок на ровной поверхности древесины, чётко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым.

Эта техника широко применялась в русской народной резьбе (Ярославские прялки, Мордовские сундучки и др.).

Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает её художественной выразительности. Контурная резьба, несмотря на простоту, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания.

Рассмотрим технику и приёмы выполнения контурной резьбы.

Начинающему резчику лучше выполнять резьбу на древесине мягких пород – липе, осине, а затем, после приобретения навыков, на более твёрдых породах.

Резьба выполняется в два приёма: надрезание и подрезание. Нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводя «носок» в древесину и с усилием ведут вдоль линии рисунка, направляя движение резца большим пальцем левой руки. Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию: положение резца в руке не меняется, только руку наклоняют в противоположную сторону, и также с усилием делается  подрезка уже надрезанного контура.

При обучении школьников приёмам выполнения контурной резьбы необходимо ознакомить  их с правилами безопасности труда. В ходе выполнения практических работ учащиеся должны овладеть приёмами исполнения контурной резьбы:

-         составление эскиза композиции;

-         подготовка основы для резьбы;

-         выполнение резьбы;

-         отделка готового изделия.

На вводном занятии целесообразно показать качественно выполненные образцы, подготовленные учителем. Опыт показывает, что наличие таких образцов-эталонов и возможность их зрительного восприятия улучшает качество выполняемых учащимися работ.

 

 

Таблица №2,№3. КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА

 

 

Таблицы используются при изучении темы «Замкнутая композиция и её виды: круг, квадрат, прямоугольник».

Контурная резьба характеризуется тем, что её фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления-выемки, проходящие по всему контуру рисунка. В контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигуры животных, птиц и т.д. контуром режут всевозможные прожитки, сетки, детали крупных элементов композиции. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок, линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. В некоторых случаях вокруг контура рисунка делают чеканку фона, т.е. фон режут в виде неглубоких линий или хаотических выемок, что придает резьбе весьма живописный вид.

 

 

 

Таблица №4. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА

 

Таблица используется при изучении темы «Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы».

Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Относительная простота геометрической резьбы, её декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для её выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным.

Используя таблицу, учитель показывает и называет элементы геометрической резьбы:

-         двугранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины;

-         трёхгранные выемки различной ширины и глубины;

-         четырёхгранные;

-         криволинейные выемки в виде скобок.

Различные узоры получают путём повторения прямых или криволинейных выемок, заключённых в какую-либо геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник,…).

Наиболее распространённым элементом геометрической резьбы является трёхгранная выемка (треугольник) различной формы и размеров. Поэтому часто такую резьбу называют трёхгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей.

В геометрической резьбе помимо трёхгранных выемок иногда применяют четырёхгранные (квадрат, ромб, прямоугольник) разной формы.

К разновидностям геометрической резьбы относится и скобчатая резьба, выполняемая полукруглыми стамесками. Простейший элемент скобчатой резьбы (скобка) делается в два приёма, что получается намного быстрее, чем в трёхгранно-выемчатой резьбе. Скобчатая резьба отличается округлыми плавными линиями, мягкими переходами светотеней в желобчатых выемках.

 

Таблица №5 «АЗБУЧНЫЕ» ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ,

ПОРЯДОК ИХ РАЗМЕТКИ

 

Таблица используется при изучении темы «Геометрическая резьба, исходные «азбучные» элементы резьбы».

В начале урока учитель сообщает, что точная, аккуратная разметка с помощью чертёжных инструментов – одно из основных требований при разметке геометрической резьбы. По таблице учитель знакомит школьников с основными элементами геометрической резьбы, их названием и правилами разметки.

КУЛИЧИКИ – разметку начинают с нанесения твёрдым карандашом двух параллельных линий, ограничивающих ширину. Затем размечают треугольники. Линии делят на равные части при помощи линейки или циркуля-делителя.

ТРЕУГОЛЬНИКИ – вначале проводят две параллельные линии, ограничивающие ширину. Затем размечают треугольники, а в них средние линии, пересекающиеся внутри треугольников.

Далее учитель объясняет, как комбинациями из треугольников можно получить различные варианты элементов для художественной отделки поверхности: ВИТЕЙКА, ЗМЕЙКА, ЁЛОЧКА, РОМБЫ, ЦЕПОЧКА. Последовательность разметки этих элементов в геометрической резьбе такая же, как и при разметке треугольников.

ЗВЁЗДОЧКИ – наносят две параллельные линии, ограничивающие ширину звезды. Затем размечают квадраты. После этого проводят диагонали квадрата и в полученных четырёх треугольниках размечают средние линии.

Демонстрируя натуральные образцы, учитель подчёркивает, что комбинациями из наиболее распространённых элементов геометрической резьбы можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественной отделки поверхности. При разметке сложного узора сначала вычерчивают рамку, затем внутренние линии для основного узора. После этого разбиваю внутреннее пространство на геометрические элементы – сначала, как правило, на квадраты (прямоугольники), а затем на треугольники.

При составлении собственной композиции не следует стремиться заполнить резьбой всю поверхность изделия. Необходимо добиваться гармоничного сочетания резного узора с плоскостью фона. Именно этот контраст и создает подлинную красоту резного украшения.

 

Таблица №6. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ

 

Таблица используется при обучении приёмам выполнения геометрической резьбы.

Геометрическая резьба легко, быстро и чисто выполняется на древесине мягких пород. Для упражнений в освоении техники выполнения резьбы используют дощечки – заготовки с выстроганной поверхностью.

Учитель акцентирует внимание на том, что по технике выполнения трехгранные выемки могут быть:

-         равнобедренными с углублением у вершины (куличики);

-         равносторонними с углублением в центре ( треугольники);

-         равнобедренными с углублением у основания (сияние).

 Упражнения следует начинать с наиболее простых элементов – куличиков.

Резьба куличиков.

Держа резец вертикально, надрезают стороны треугольника от вершины к основанию. Глубина надреза у вершины должна быть максимальной, а у основания – сходить на нет. Надрезы следует делать строго вертикально и на одинаковую глубину. Сделав надрезы, резец наклоняют и вдоль линии основания треугольника носком, постепенно углубляя его, срезают стружку – подрезают треугольник. Образуется плоский треугольник, заглубленный у вершины на 2 –3 мм, основание которого лежит на поверхности заготовки. Здесь же учителю необходимо отметить, что если куличики расположены под углом к направлению волокон, то направление движения резца при подрезании нужно выбирать таким, чтобы резание было по слою древесины.

Резьба треугольников

Начиная резьбу, ставят носок резца в место пересечения средних линий треугольника так, чтобы пятка  была направлена в одну из его вершин. Держа резец вертикально, делают надрез к вершине треугольника. В каждом треугольнике делают три таких надреза. Затем срезают грани теми же приёмами, какими выполнялась подрезка куличиков. Грани треугольников , расположенные под углом  к волокнам, надо срезать так, чтобы резание было по слою древесины. Грани должны быть плоскими и сходиться по линии вертикального надреза в центре треугольника. Линии, ограничивающие стороны треугольника на поверхности заготовки, должны быть чёткими и прямыми.

Освоив резьбу основных элементов геометрической резьбы, приступают к выполнению узора по собственному замыслу.

 

Таблица №7. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА

 

Таблица используется при изучении темы «Замкнутая композиция и её виды: круг, квадрат, прямоугольник…».

Геометрическая резьба проста. Её декоративность сделали этот вид резьбы очень популярным. Простые и предельно чёткие геометрические узоры с богатой игрой светотени при определённом освещении хорошо украшают изделия различные по своему назначению, и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия.

 

Используя таблицу, учитель показывает как,  комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить множество орнаментальных композиций в замкнутом заданном пространстве (квадрат, прямоугольник).

Широко распространённым мотивом геометрической резьбы является круг – РОЗЕТКА. Невозможно даже вообразить многочисленность её вариантов. Некоторые, наиболее часто употребляемые, с делением окружности на 4, 6, 8 частей приведены в таблице. В сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается во многих композициях.

В технике геометрической резьбы можно получить также различные орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, плодов и т.п. В этой технике выполняют панно, орнаментальные полосы, всевозможный декор.

 

Таблица №8. ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА

 

Таблица используется при изучении темы «Декоративные особенности плоскорельефной резьбы, её разновидности».

Плоскорельефная резьба широко распространена  в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путём выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента. Такой вид резьбы даёт возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц, человека. Однако техника работы довольно трудоёмка, требует определённого мастерства и опыта, наличия разнообразного резчицкого инструмента.

Используя таблицу, учитель отмечает, что плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения:

-         с заоваленным контуром;

-         с подобранным (выбранным) фоном;

-         с подушечным фоном.

Резьба с заоваленным контуром является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как рисунок состоит из двугранных выемок, но выемки режутся более глубоким, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона – более отлого.

Резьба с подобранным фоном выполняется так же, как и резьба с заоваленным контуром. Фон выбирают на определённую глубину и в зависимости от характера рисунка при необходимости придают ему особую декоративность, используя профильные порезки или чеканку фона.

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остаётся плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

Далее учителю необходимо отметить, что в развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграл абрамцево-кудринский промысел, который возник в конце XIX века. Для работ характерны растительные мотивы с закругленными листьями, так называемая «пальчатая» резьба, плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность и матовый тонированный фон с начеканкой  из точек.

 

Таблица №9. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНОЙ РЕЗЬБЫ

 

Таблица используется при обучении приёмам выполнения плоскорельефной резьбы.

Резьба с заоваленным контуром по технике выполнения напоминает контурную.

 

 

 Процесс резьбы начинается с надрезания по контуру рисунка резцом или краем отлогой стамески почти вертикально. Затем следует подрезка со стороны фона. После подрезания приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчётом, чтобы эта грань закруглялась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.

Резьба с подобранным фоном.

По контуру рисунка делается надрезание с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защитить края орнамента от случайных порезок при выборке фона. В конце работы нужно подрезать его вертикально, только по линии рисунка, а затем уже обработать грань контура  орнамента. После надреза по контуру выполняется подрезка на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. Затем приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками, в зависимости от того, каким задуман фон. При зачистке фона важно учитывать направление слоёв древесины, чтобы не было задиров.

Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остаётся плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.

В заключение, учитель отмечает, что в технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным, а резьба с заоваленным контуром или подобранным фоном выглядит более строго, графично.

 

Таблица №10. РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА

 

Таблица используется при изучении темы «Художественные и технологические особенности рельефной резьбы».

Рельефная резьба – это резьба с «глухим» фоном, высоким рельефным узором, почти не имеет плоской поверхности. Этот вид резьбы подразделяется на барельефную резьбу – с низким рельефом, и горельефную резьбу – с более высоким рельефом. Рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, свободной композицией. Рельефная резьба считается довольно трудоёмкой, поскольку требует мастерства и опыта резьбы по дереву, большого набора инструмента.

Техника выполнения рельефной резьбы следующая. Сначала выполняют рисунок в технике плоскорельефной резьбы с подобранным фоном, а затем продолжают разрабатывать рельеф плоскости орнамента или узора. В рельефной резьбе основную роль играет разработка рельефа на детали, поэтому при проработке рисунка резчик должен уметь ориентироваться в расположении высоких и низких участков, обеспечивающих игру светотени.

Без определённых знаний соразмерности высоты и глубины рельефа невозможно создание рельефного изображения, поэтому, прежде чем приступить к работе, нужно постараться приобрести хотя бы небольшой опыт в лепке объёмных фигур из пластилина или глины. Этот навык поможет во много раз быстрее выполнять рельефные композиции на дереве.

Рельефную резьбу иногда для упрощения делают накладной. Элемент декора опиливают по контуру, делают рельеф и отдельными элементами накладывают на подготовленный фон.

 

Таблица №11. СКУЛЬПТУРНАЯ РЕЗЬБА

 

Таблица используется при изучении темы « Скульптурная пластика».

Скульптурная резьба представляет собой объёмную декоративную скульптуру из дерева. Готовое резное изделие просматривается со всех сторон, может иметь очень высокий или совсем низкий рельеф.

 

В этой технике выполняю и маленькую детскую игрушку, и крупную станковую скульптуру.

Техника выполнения скульптурной резьбы является самой сложной. Приступая к выполнению резьбы, необходимо хорошо овладеть всеми приёмами контурной, геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы, так как присущие скульптуре обработка всей поверхности, круговой обзор требуют тщательной, хорошо продуманной деталировки и применения разнообразной техники.

Резчик должен учитывать размер скульптуры с возможностями её использования, расположения в окружающем пространстве, а также соизмерить его с заготовкой, т.е. скульптура должна максимально уложиться в масштабе заготовки. Приступать к резьбе следует лишь тогда, когда до мельчайших подробностей будет ясен весь замысел: форма, размер, техника обработки.

Для того чтобы во время работы не подстерегла неудача, надёжным приёмом является лепка из пластилина или из глины модели будущей скульптуры. Это дает возможность почувствовать объём, уточнить технику, разработку и деталировку рельефа, определить необходимый инструмент для выполнения резьбы.

Техника скульптурной резьбы. Сначала любую по размеру заготовку для скульптуры надёжно закрепляют так, чтобы можно было свободно подойти к ней с любой стороны. Следующим этапом работы является нанесение основных контуров будущей скульптуры и вырубка грубых форм фигуры. После обруба основных форм приступают к выявлению деталей с помощью стамесок, с последующей деталировкой рельефа более мелкими стамесками. Окончательную обработку производят специальными стамесками, позволяющими передать фактуру древесины. Срезать древесину нужно осторожно, мелкими срезами, обрабатывая заготовку со всех сторон. Работая над скульптурой, надо, кроме выявления формы, объёма, движения, стремиться передать характер образа.

Скульптуру, особенно декоративную, лучше всего вырезать из мягких пород древесины, причём дерево должно быть хорошо просушено, без гнили, так как в процессе резьбы это осложнит работу и скажется на качестве.

 

Таблица №12. ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА

 

Таблица используется при изучении темы «Прорезная резьба: художественные и технологические особенности, техника выполнения резьбы».

Прорезная резьба называется также сквозной или пропильной, так как при этом способе резьбы удаляется фон. В сочетании с другими видами резьбы получают достаточно выразительный орнамент, создаётся впечатление воздушности изделия.  Приёмы выполнения резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена , особенно в украшении деревянных домов. Более трудоёмкой считается прорезная резьба в сочетании с рельефными формами. Такая резьба называется  сквозной ажурной. Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами резьбы она менее трудоёмка.

Наиболее простым  и удобным является способ резьбы по трафаретам. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора дома.

Техника выполнения прорезной резьбы.

Она довольно проста. На подготовленной и закреплённой заготовке размечают по трафарету выбранный узор орнамента. Для того чтобы вставить полотно пилы, высверливают отверстия и по контуру узора проводят опиловку. Затем заготовку зачищают шкуркой или стамеской снимают фаски. Резьба выполняется ограниченным набором простого инструмента. Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик.

к списку авторов