П Р О Г Р А М М А элективного курса для учащихся 9-х классов

«Картина в традиционных и нетрадиционных техниках рукоделия»

 

Разработал: Шевахина Ольга Николаевна

учитель трудового обучения ГМУК № 2, г. Владимир

 

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Картина в традиционных и нетрадиционных техниках рукоделия» является одним из вариантов курсов, ориентирующих учащихся 9-х классов на выбор профиля обучения в старшей школе.

Обучаясь по этой программе учащиеся имеют возможность познакомиться с различными традиционными и нетрадиционными техниками рукоделия в увлекательной и занимательной формах.

Цель данной программы тесно связана с целью профильной ориентации школьников в предпрофильной подготовке: подготовка  учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования. Реализация программы дает возможность учащимся попробовать себя в различных техниках рукоделия.

Цели и задачи программы:

1.                 Формирование у учащихся качеств творческой личности;

2.                 Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации и изменяющимся социально-экономическим условиям.

3.                 Подготовка к сознательному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения.

Вышивка – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Это не только древнее женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.

Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов.

Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье (скатерти, салфетки, наволочки и так далее). Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.

Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (художественная гладь, крест) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисероткачество). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают техникой какой-либо вышивки, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.

Овладение учащимися содержанием программы курса «Картина в традиционных и нетрадиционных техниках рукоделия» не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных  художественных работ является способность  поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых  социально-экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

Программа элективного курса «Картина в традиционных и нетрадиционных техниках рукоделия» включает в себя:

- история возникновения и развития рукоделий;

- основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделия;

- способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;

- технологии выполнения швов и вышивок;

- контроль качества изделий, оценка материальных затрат, экономические расчеты;

- основы организации труда и самостоятельной работы.

В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.

Итогом работы по программе является выполнение (подготовка) и защита проектной работы. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умения выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка варианты их реализации.

Учащиеся должны знать:

- роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;

- основные сведения о вышивальном производстве;

- традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;

- основы композиции, орнамента, дизайна – как современного способа  мышления при создании новых изделий;

- элементы предпринимательской деятельности;

- знания анализа качества выполненной работы, обработки результатов, составления экономических расчетов себестоимости изделия;

- требования к выбору профессии;

- роль проектирования, основные этапы проектной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять разработку несложных проектов и выполнять изделия с учетом требований технологии;

- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;

- выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;

- разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок;

разрабатывать орнаментальные узоры с учетом знаний композиции и законов цветоведения.

 

 

Тематический план.

 

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве.

1

-

2.

Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства.

1

1

3.

От простого стежка до вышитой картины.

1

2

4.

Кучерявые картинки.

1

2

5.

Цветочная композиция из лент.

1

2

6.

Гирлянды из бисера.

1

4

7.

Вышитый портрет.

1

4

8.

Ажурная композиция в квадрате.

1

3

9.

Мягкая картина.

1

4

10.

Выбор профессии.

1

1

11.

Предпроектная и проектная работа.

1

2

ИТОГО:

11

25

ИТОГО:

36 часов


 

Содержание курса.

 

Тема 1. Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве.

Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве. Профессии, связанные с рукоделием и народными ремеслами. Творчество как средство самореализации и самовыражения человека. История развития декоративно-прикладного искусства на примере вышивки. Характеристика и классификация вышивок, традиций и современных подходов к древним видам рукоделия. Характеристика вышивального производства и профессий, смежных вышивальщице: швея, вязальщица, кружевница, модельер, конструктор, дизайнер. Творчество как средство самореализации человека. Элемент духовного и эстетического развития человека. Способы определения уровня творческих способностей. Возможности развития и применения для конкретных ситуаций.

Тема 2.Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства.

Дизайн как современный способ системного мышления при создании новых изделий. Дизайн – способ улучшения технико-экономических показателей предметного мира. Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства. Узор, орнамент, сюжетное изображение через призму дизайнерского подхода к искусству. Общие сведения о цвете и цветовых решениях. Цветовые традиции.

Тема 3. От простого стежка до вышитой картины.

Технология выполнения простейших швов. Виды простых швов, способы выполнения. Характер и возможные варианты узора. Материалы, применяемые в технике простых швов

Практическая работа. Пробные образцы простых швов. Работа в материале. Изготовление картины (орнамент или сюжетное изображение) в технике простых швов.

Тема 4. Кучерявые картинки.

Вышивка по трикотажу витым швом. Материалы и инструменты для вышивки витым швом. Виды и техника выполнения витого шва. Технология вышивки по трикотажу. Особенности узора и составления композиций для вышивки витым швом.

Практическая работа. Освоение приемов вышивки витыми швами. Составление композиций для вышивки. Выполнение панно в технике витого шва.

Тема 5. Цветочная композиция из лент.

Материалы и приспособления для вышивки лентами. Приемы вышивки лентами, сочетание с другими швами и вышивальными техниками. Цветовые сочетания в узоре.

Практическая работа. Выполнение образцов приемов вышивки лентами. Разработка узора (композиции) для панно в технике вышивка лентами. Выполнение изделия, отделка панно бисером, блестками, люрексом. Оформление рамки.

Тема 6. Гирлянды из бисера.

Панно в технике вышивки бисером или бисероткачество. Материалы для бисероплетения, приспособления и инструменты. Основные приемы плетения бисером. Способы бисероткачества. Особенности вышивки бисером по ткани, по трикотажу. Схемы и узоры, используемые в работе с бисером.

Практическая работа. Разработка узоров для вышивки бисером. Подбор цветовых сочетаний бисера. Освоение приемов плетения и вышивки бисером на образцах. Выполнение панно в технике бисероткачества или вышивки бисером.

Тема 7. Вышитый портрет.

История развития. Техника вышивки крестом. Разновидности и способы вышивки крестом. Материалы и инструменты, используемые в счетных швах, схемы, узоры, цветовые сочетания.

Практическая работа. Зарисовка схем и видов креста. Освоение приемов вышивки крестом на образцах. Разработка схемы картины. Переработка иллюстрации в схему для вышивки. Выполнение портрета в технике крест.

Тема 8.  Ажурная композиция в квадрате.

История возникновения ришелье. Виды сквозных вышивок. Особенности выполнения. Материалы для вышивки. Узоры и разновидности орнамента. Технология вышивки прорезной гладью и ришелье. Цветовые сочетания.

Практическая работа. Отработка приемов вышивки прорезной гладью и ришелье. Составление цветочной композиции для панно, подушки, салфетки, накидки  (основа квадрат). Побор цвета и материалов. Выполнение изделия в прорезной технике. Оформление ажурных изделий.

Тема 9. Мягкая картина.

Разновидности лоскутного шитья. Материалы и инструменты. История возникновения и развития. Технология и виды аппликации. Техника квилтинга. Печворк, квилт, коллаж.

Практическая работа. Составление композиции для мягкой картины, подбор сюжета, материалов, дополнительных материалов. Освоение техники аппликации и квилтинга на образцах. Выполнение изделия: подбор материалов, выполнение аппликаций, стежки, отделка края, украшение деталей.

 

Тема 10. Выбор профессии.

Виды профессий. Учебные заведения, виды образования: среднее и высшее. Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. Пути  получения профессионального образования и трудоустройство.

Практическая работа. Оценка профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Тема 11. Предпроектная и проектная работа.

Этапы проектирования. Моделирование и анализ проектной деятельности. Формы представления проекта.

Практическая работа. Выбор темы. Постановка цели проектной работы. Составление алгоритма выполнения проектной работы, описание, экономические расчеты. Оформление работы. Защита проектной работы.


 

Рекомендуемая литература

 

  1. Программа для средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение. Технология. 5-11 классы. М.: Просвещение, 1996.

  2. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народно-художественных промыслов 5-11 классы. М.: Просвещение, 1992.

  3. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. М.: Просвещение, 1994.

  4. Программа для общеобразовательных учреждений. Художественная вышивка 8 класс. М.: Просвещение, 1998.

  5. Андреева И.А., Грекулова А.Л., Загребаева А.А., Кондратьева Н.П. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1991.

  6. Вышивка шелковыми лентами. М.: АСТ – Пресс, 2001.

  7. Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком. М.: Легпромбытиздат, 1993.

  8. Журнал «Бурда» - ежемесячный немецкий журнал.

  9. Журнал «Сандра» - ежеквартальные журн6алы по рукоделию.

  10. Журнал «Золушка» - ежеквартальные журналы по рукоделию.

  11. Журнал «Наталья» - ежеквартальные журналы по рукоделию.

  12. Журнал «Лена» - ежемесячный журнал по рукоделию.

  13. Журнал «Чудесные мгновения» - ежемесячный журнал по рукоделию.

  14. Мельников Л.В., Короткова М.Е., Земченко Н.П. Обработка тканей. М.: Просвещение, 1986.

  15. Краузе А.А. Вязание крючком 380 узоров. Рига: Латвийская энциклопедия, 1994.

  16. Кузьмина М. Азбука плетения. М.: Легпромбытиздат, 1994.

  17. Ляукина М. Основы художественного ремесла. Бисер. М.: АСТ – Пресс, 2000.

  18. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: Легпромбытиздат, 1987.

  19. Разумная И.Я. Уроки школы вышивания. М.: Колос, 1994.

  20. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. М.: Просвещение, 1992.

  21. Терешкова Г.А. Школа вязания крючком. Минск: Полымя, 1995.

  22. Учебник. Технология 8-11 класс. М.: Дрофа, 2000.

  23. Федюшкина И.С. Вышивка. М.: Профиздат, 2000.

 

Учебные фильмы.

 

1.      Техника безопасности в школьных мастерских по обслуживающим видам труда.

2.      Принципы конструирования и моделирования рабочей одежды.

3.      Моделирование и конструирование одежды.

4.      Технология швейного производства.

5.      Синтетические ткани.

6.      Электромоделирование.

7.      Русский народный костюм.

8.      Десять уроков рисования: орнамент.

9.      Цвет и краски

10.  О композиции

11.  Выставка работ учащихся школ г. Владимира. Март 1998 год. Народные промыслы.

12.  Декоративно-прикладное искусство: художественное ткачество, гобелены, северные узоры.

13.  Красота вокруг нас: вологодское кружево, коллаж.

 

Учебные фильмы по профессиональному самоопределению.

1.      Швея

2.      Ткач

 

Плакаты.

Раздел: «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»

1.      Тема «Приемы вязания»

2.      Тема «Чтение схем»

3.      Тема «Объемное вязание. Носок»

4.      Тема «Объемное вязание. Варежки»

5.      Тема «Объемное вязание. Головные уборы»

6.      Тема «Вязание жакета»

7.      Тема «Филейное вязание»

8.      Тема «Мерные кружева»

9.      Тема «Брюггские кружева»

10.  Тема «Ирландские кружева»

11.  Тема «Орнамент. Пестрое вязание».

 

Раздел: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА»

1.      Тема «Простые швы»

2.      Тема «Тамбурная вышивка»

  1. Тема «Вышивка витыми швами»

  2. Тема «Увеличение рисунка»

  3. Тема «Счетные швы»

  4. Тема «Вышивка крест»

  5. Тема «Счетная гладь»

  6. Тема «Хардангер»

  7. Тема «Гобеленовые швы»

  8. Тема «Вышивка гладью»

  9. Тема «Владимирский верхошов»

  10. Тема «Белая мстерская гладь»

  11. Тема «Прорезная гладь»

  12. Тема «Ришелье»

  13. Тема «Цветная Александровская гладь»

  14. Тема «Аппликация»

  15. Тема «Орнамент»

к списку авторов