П Р О Г Р А М М А элективного курса для учащихся 9-х классов

Тема:  «В лабиринтах собственного «Я»

(секретарские секреты)

  

Разработал:

Тюльпа Раиса Андреевна –

учитель трудового обучения  ГМУК № 2

 Пояснительная записка.

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразования современной школы. Возникла реальная перспектива создать такую систему образования, которая бы способствовала расширению возможностей выбора каждым школьником своего жизненного пути. Наблюдается усиление внимания к вопросам трудовой подготовки и профориентации в системе образования.

В новых условиях актуальной стала необходимость планирования будущей карьеры, жизненного и профессионального самоопределения молодежи. Для подготовки конкурентно-способных кадров на рынке труда и профессии. Поэтому проблемы самоопределения становятся все более актуальными как для самого учащегося, так и для общества. Личность, входя в рынок труда, сталкивается с конкурентной борьбой за место труда. При этом общей характерной чертой, снижающей конкурентоспособность выпускника школы, является его незначительный опыт в повседневной жизни, неумение совершенствоваться в новых проблемах, строить взаимоотношения на «взрослой» основе, решать самостоятельно возникшие проблемы.

Наша образовательная система должна обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры, формировать субъекта, интегрированного в современное ему общество  и нацеленного на совершенствование этого общества.

Период крушения прошлых идеалов совпал с возникновением новых ценностных ориентаций у молодежи и возрождением забытых ценностей. И от того, какие ценности будут сформированы, настолько выпускники будут готовы к новому типу социальных отношений. Поэтому предложенная программа может оказаться интересной и полезной с точки зрения ценностно-смыслового аспекта профессиональной карьеры и как соотнесение изучаемого материала со своими ценностями и устремлениями.

Социально-экономические изменения в нашем обществе привели и к обновлению системы управления и составляющих ее элементов, внедрению новейших информационных технологий и предъявили повышенные требования к качеству современного управленческого аппарата и его персонала. Это требование в равной степени относится ко всем категориям работников сферы управления и конкретно к секретарю, являющемуся помощником руководителя в его разносторонней управленческой деятельности.

В современных условиях международного сближения и сотрудничества российских предприятий, организаций, форм в различных областях и сферах деятельности с зарубежными партнерами, невозможно представить секретаря, не имеющего понятия об имидже делового человека, в частности секретаря, не учитывающего свои собственные способности и возможности, свою профессиональную готовность в успешной трудовой карьере.

Данная программа не касается вопросов заработки собственного стиля, это скорее путеводитель по загадочной стране личного обаяния, масштабный план завоеваний симпатий коллег и, возможно, будущих партнеров и посетителей, то есть рассматриваемые проблемы – основа основ каждого делового контакта. И успех в нем, как ив жизни вообще, более чем на 50% зависит от имиджа. Именно он влияет на окружающих, подталкивая их к соответствующим действиям и ситуациям. Это основа эффективной работы любого специалиста, работа которого связана с общением. Он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к профессии, это киты, на которых расцветает имидж. И чтобы достичь успеха – следует убедить учащихся задуматься о путях и средствах воплощения мечты. Ведь не зря говорят великие «Секрет успеха в том, чтобы научиться любить то, что делаешь!»

Обучаясь по данной программе, учащиеся убедятся в истине, что большое складывается из мелочей, когда некоторые, незначительные на первый взгляд тонкости и вежливое поведение могут определить разницу между прозябанием и конкурентоспособным уровнем, необходимым для выживания в ожесточенной конкуренции делового мира. Они найдут все необходимые ответы и получат навыки, чтобы утвердиться в качестве практического профессионала в своей сфере деятельности: этикет, правила, рекомендации, навыки, необходимые для повседневного делового общения; получат верное представление о значении культуры и правильного поведения для успеха в деловой сфере независимо от области их деятельности. Это практическое руководство для тех, кто стремиться к будущему профессиональному успеху.

В качестве информационно-методических источников используются тематические разделы журнала «Секретарское дело», «Делопроизводство», «Справочник секретаря и офис-менеджера» и книги, посвященные проблемам этикета и достижения профессиональной успешности и карьерного роста.

Для оценки интеллектуальной подготовленности в середине и в конце обучения учащихся: знакомятся с алгоритмами проектирования, со списком тем, источниками информации и правилами ее использования, со структурой создания собственной проектной работы.

 

Основные цели курса:

1.      С позиции актуальности: принятие или неприятие стереотипов профессиональной успешности;

2.      Практическое применение знаний в области самореализации, саморекламы.

Основные задачи курса:

1. Сформировать начальные навыки для собственной самооценки своих способностей и возможностей.

2. Познакомить учащихся с существующими критериями профессиональной карьеры, с формулой успешности.

3. Создавать предпосылки для формирования ценностно-нравственного подхода будущего профессионала в области секретарского дела.

4. Дать учащимся более широкие представления о ценностях культурной жизни; поддержать их стремление  к успешной самореализации.

Формы проведения занятий:

1.      Мини-лекции;

2.      Семинары с элементами дискуссий;

3.      Самостоятельное выполнение отдельных заданий;

4.      Тестирование;

5.      Ролевые игры и применение игровых  приемов (игровые технологии);

6.      Творческие задания.

Учащиеся должны знать:

- условия правильного выбора профессии;

- требования, предъявляемые работодателем к личным и деловым качествам сотрудников;

- психологию людей и правила эффективной коммуникации;

- деловой, повседневный, международный этикет;

- этикет особого случая;

- составляющие элементы профессионального имиджа и требования к ним;

- язык невербального общения;

- требования, предъявляемые к оформлению служебных и международных писем;

- алгоритмы проектирования.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- вести телефонные переговоры;

- составлять и оформлять служебные письма и вести международную переписку;

- вести деловые беседы и деловые переговоры;

- пользоваться базами данных (в том числе информацией Интернета);

- располагать к себе собеседников, проявлять уверенность, организованность, спокойствие, доброжелательность, аккуратность, коммуникабельность и другие качества,

- выполнять все требования делового, повседневного и международного этикета;

- «читать» язык невербального общения;

- грамотно говорить и слушать собеседников;

- создать индивидуальный имидж, исходя из международных требований;

- сервировать стол (различные варианты) и пользоваться столовыми приборами;

- оформить визитную карточку;

- находить выход из конфликтных ситуаций;

- оформить проектную работу, исходя из требований.

 

 Тематический план

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Кем быть и каким быть?

1

3

2.

Новый статус старой профессии.

1

1

3.

Создав имидж – мы приобрели успех!

2

3

4.

Эти правила лучше никогда не нарушать!

4

7

5.

Кто же я на самом деле?

1

2

6.

Складывается ли картина целостной личности?

-

2

7.

Слова как добрые соседи…

1

2

8.

Предпроектная работа и проектная работа

-

6

ИТОГО:

10

26

ИТОГО:

36 часов

 

П Р О Г Р А М М А

ориентационного элективного курса

«В лабиринтах собственного «Я» (секретарские секреты)

 

Тема 1. Кем быть и каким быть?

Знания, необходимые для правильного выбора профессии. Значение правильного выбора профессии. Условия правильного выбора  профессии. Тестирование: профессиональные намерения, мотивы выбора профессии. Знакомство с профессией. История развития секретарской службы. Престижность профессии и профессиональное творчество.

 

Тема 2. Новый статус старой профессии.

Качества, которые работодатели хотят видеть в своих работниках. Какие способности и качества нужны хорошему секретарю. Тестирование: оценка качеств.

 

Тема 3. Создав имидж – мы приобрели успех!

Элементы профессионального имиджа: одежда, обувь, макияж, прическа, аксессуары, манера поведения, речь. Невербальное общение (мимика и жесты). Фон, дополняющий имидж. Что это дает? Практическое занятие с визажистом.

 

 Тема 4. Эти правила лучше никогда не нарушать!

Деловой этикет: служебные телефонные переговоры. Деловая встреча. Деловая беседа.

Повседневный этикет: этикет знакомства; этикет приветствия и прощания. Речевой этикет: правила для говорящего и служащего. Этикет невербального общения. Кому и что дарить, как дарить. Деловые игры.

Этикет особого случая: в театре, на выставке, в музее, в кафе, танцевальный вечер. Вы идете в гости; вы принимаете гостей. Что и как едят. Практические задания.

Международный этикет.

 

Тема 5. Кто же я на самом деле?

Искусство самопрезентации: как произвести положительное первое впечатление; визитная карточка; «профилактика» конфликтов.

Тестирование. Практическая работа: самопрезентация, создание визитной карточки.

 

Тема 6. Складывается ли картина целостной личности?

Психологические тесты (смотри приложения).

 

Тема 7. Слова как добрые соседи…

Деловой этикет в переписке. Практическая работа: создание и оформление письма. Письмо зарубежному партнеру.

 

Тема 8. Предпроектная и проектная работа.

Алгоритм проектирования. Знакомство с темами, источниками информации, способами создания собственной работы, направлениями самостоятельной исследовательской работы.

 

Список литературы.

 

1.      Литвин А.Н. Деловой этикет.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2.      Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.

3.      Стенюков М.В. Секретарские секреты. – М.: Издательство ПРИОР, 2001.

4.      Серия «Малая энциклопедия мастерства». Деловая женщина. – СПб: ДИЛЯ, 2000.

5.      Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.

6.      Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.

7.      Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

8.      Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

9.      Эйтвин Г., Бриз О. Имидж современной женщины. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

10.  Энн Мэри Сабат. Бизнес-этикет. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

 

к списку авторов