Людмила Ивановна
НОВИКОВА

Людмила Ивановна НОВИКОВА родилась в учительской семье и всю свою жизнь посвятила педагогике. Более полувека она проработала в научно-педагогических структурах АПН РСФСР -АПН СССР - РАО.

 

Академик Новикова создала самую масштабную и практико ориентированную научную школу в отечественной педагогике. «Незримый колледж Новиковой» - так говорили про ее учеников и соратников. На счету этого колледжа - теория детского коллектива, разработка методологии воспитания, подходов к личности ребенка как к цели, объекту, субъекту и результату воспитания, а самое главное - внедрение в педагогическую науку системного подхода. На этой основе четверть века назад началась разработка теории воспитательных систем, которая в последнее десятилетие дополнена концепцией воспитательного пространства.

 

«Воспитание успешно, если оно системно», - говорила Людмила Ивановна. Следовательно, создание гуманистических воспитательных систем - наиболее эффективный и верный путь в воспитании.

 

Понятие воспитательной системы сегодня стало одним из ведущих в современной отечественной педагогике, но как феномен педагогической действительности ВСШ существовали в различные периоды истории отечественной школы.

 

Естественно, что процесс познания не линейно однозначен, и каждое исследование не только решает какие-либо задачи, но и обнаруживает новые проблемы, зачастую заставляет пересматривать свои взгляды на те или иные вопросы, выявляет неучтенные ранее факторы. Это произошло и с теорией воспитательных систем. К тому же огромный интерес практиков к данной теории заставил обратить более пристальное внимание разработчиков на вопросы управления процессами создания и развития воспитательных систем.

 

Педагоги, стремящиеся создать свою воспитательную систему, обращаются к теории воспитательных систем и к имеющемуся опыту. Используя идеи, вытекающие из этого опыта и теоретические положения о структуре и закономерностях развития воспитательных систем, они пытаются создать образ желаемого и таким образом включаются в процесс моделирования. Этот процесс нередко идет стихийно, и поэтому требуется его научное осмысление и теоретическое обоснование.

 

Центральной особенностью данного этапа развития теории воспитательных систем стало широкое использование идей синергетики. Воспитательные системы рассматриваются как неравновесные и в значительной степени саморазвивающиеся, саморегулируемые.

 

С одной стороны, концептуальные положения теории разрабатываются ведущими учеными в области воспитания, а её методологические основания всё расширяются, с другой, - в орбиту практической деятельности по созданию гуманистических воспитательных систем (ГВСШ) вовлекаются не только десятки новых школ, но и целые территории.

 

Уточнению методологии воспитательных систем, систематизации результатов научных исследований и достижений практического опыта и посвящены выступления на педчтениях, которые традиционно проводятся в нашем институте. На заседаниях сталкиваются различные (порой почти противоположные) взгляды на некоторые позиции, и это естественно. Людмила Ивановна часто говорила, что многообразие жизни всегда богаче абстрактных теоретический построений. Она любила бывать в разных уголках страны, по крупицам собирая интересный педагогический опыт, поддерживать дерзания молодых «ниспровергателей авторитетов».

 

Некоторые молодые исследователи пытаются поразить педагогический мир оригинальностью своих идей в ущерб доказательности или недостаточно широко еще осмысливают практику. В свою очередь, не все авторы от практики в совершенстве владеют понятийным аппаратом, не все их выводы отличаются логической стройностью, теоретической новизной и научным стилем изложения.

 

Однако, руководствуясь принципом самой Людмилы Ивановны: права на истину в последней инстанции и в директивной форме нет ни у кого - и опираясь на феноменологический подход, слово предоставляется практически всем участникам педчтений, кто имел что-то сказать по существу вопроса, видя в их текстах рациональные повествования (нарративы).

 

Многим из нас в нашей жизни повезло - у нас состоялась ВСТРЕЧА, встреча с Учителем с большой буквы, который стал нашим наставником не только в науке. А самое главное, что «колледж Новиковой», который благодаря постоянным Встречам в масштабах России стал весьма зримым, продолжает дело своего наставника и идейного вдохновителя, продолжает бороться за системность и гуманизм в воспитании. .