Изложение играет важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется на всех уроках в начальной школе. Главная цель изложения и сочинения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением и сочинением на уроках русского языка. (Приложение № ).

 

Готовя класс к изложению или сочинению я выбираю следующие приемы, которые мне помогают успешно решать поставленные задачи:

1. Вступительная беседа.

2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Анализ структуры текста.

5. Составление плана.

6. Собственно написание изложения или сочинения.

 

В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление. Изложение является переходной формой работы при обучении сочинению. (Приложение № ).

 

Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений:

 

Использование изложения с элементами сочинения является переходной ступенькой между изложением и сочинением.

Каждому виду изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений. Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика.

Система работы по развитию связной речи включает последовательное формирование у учащихся коммуникативных навыков, необходимых для создания текстов разных типов.

Определяя последовательность проведения изложения, выделяем, какие новые речевые умения будут формироваться каждым следующим видом работы (с учетом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения).

Изложение с теми или иными целями используется на всех уроках.

Готовя класс к изложению, я выбираю следующие приемы, которые мне помогают решать задачу развития речи:

1.   Вступительная беседа. Здесь особое место занимает работа со значениями отдельных слов с использованием различных типов словарей (толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический).

2.   Приемы работы, направленные на восприятие текста: чтение текста учителем, чтение текста про себя, параллельное прослушивание текста и чтение про себя. При этом важно, чтобы была дана установка на активное восприятие содержания.

3.   Беседа по содержанию текста. Задача беседы - помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.

4.   Анализ структуры текста. Назначение этого приема - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство.

5.   Составление плана. Это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения.

6.   Устный пересказ текста. Особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

 

Особое значение я придаю отбору текстов для изложений. Текст должен быть образцом, определенным эталоном в использовании речевых средств, а также удовлетворять общедидактическим требованиям (доступность, познавательная и воспитательная ценность). Такими текстами являются отрывки из произведений классиков, мастеров слова. Также я стараюсь учитывать и то, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или изученный ранее программный материал по русскому языку, что позволяет делать уроки обучающего изложения естественным продолжением уроков русского языка.

В организации работы над изложением я выделяю несколько этапов в своей деятельности и в деятельности учащихся:

Учитель
Ученики
1. подготавливает учеников к созданию текстов на основе данных.
2. проверяет и оценивает созданные тексты.
3. заранее готовит и затем проводит анализ изложения в классе.
1. готовятся к письменному воспроизведению текста.
2. пишут изложения и осуществляют самоконтроль.
3. совершенствуют написанное.

 

Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи. Работа на уроке включает следующие этапы:

1. Сообщение цели изложения.

2. Подготовка к восприятию текста.

3. Восприятие текста.

4. Анализ текста (содержательный, структурный, смысловой).

5. Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.

6. Самоконтроль.

 

При подготовке к написанию сочинения я использую серию специально подобранных заданий, которые позволяют учащимся глубже раскрывать тему. Приведу примеры таких заданий:

 

Особое место занимает работа над сочинением по картине. Мне важно не только помочь учащимся составить и написать сочинение по картине, но и позаботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать ее содержание.

 

Чтобы решить эти задачи, всю работы над сочинением по картине я провожу в таком порядке:

1.   Подготовка учащихся к восприятию картины. Важнейшим условием глубокого восприятия являются личные наблюдения детей за природными явлениями, близкими или созвучными содержанию картины. Поэтому я провожу экскурсии или прогулки в парк или лес с целью наблюдения детьми изменений в природе. Эти наблюдения обсуждаются и уточняются прежде, чем я перейду к работе с картиной.

2.   Рассматривание картины. Я предлагаю детям молча рассмотреть картину, полюбоваться ею, подумать над ее содержанием. Эти минуты очень важны, так как происходит воздействие на чувства, развивается вкус и воображение. Картина волнует, детям хочется задать вопросы учителю, поэтому я даю детям возможность высказать свои суждения, а затем приступаю к следующему этапу.

3.   Анализ картины. Основным методом анализа является беседа. Учитывая то, что с пейзажными картинами учащиеся еще только начинают работать, я заменяю беседу кратким эмоциональным рассказом по содержанию картины, так как живое слово учителя, поддержанное зрительным впечатлением, увлекает, вызывает интерес, желание описать картину.

4.   Составление плана сочинения.

5.   Устное рассказывание по плану и словарная работа.

6.   Сочинение и проверка написанной работы.

 

Большим интересом у детей пользуются уроки по сочинению волшебных сказок. В процессе этой работы у учащихся развиваю такие умения, как:

 

Для формирования данных умений, чтение сказок я организую так, что дети от начала и до конца работы находятся в состоянии поисковой ситуации: читают сказки по абзацам, осмысливают сказочные действия, поступки героев по элементам сюжета, обобщенным в схеме-таблице (смотри приложение).

 

Особым этапом в моем педагогическом опыте является проверка и оценка работ учащихся. В соответствии с действующими нормами ставлю за изложение также, как и за сочинение, две оценки: первую - за содержание и речевое оформление работы и, вторую - за правильность речи с точки зрения грамматических, орфографических и пунктуационных норм.

При проверке изложений и сочинений на полях отмечаю не только ошибки, но и находки, удачи юных авторов. Стараюсь как можно бережнее и внимательнее относиться к творчеству учеников.

 

Обязательно после проверки и оценки изложений и сочинений провожу урок анализа работ, на котором решаю три основные задачи:

1. развивать речевое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;

2. формировать умение совершенствовать написанное, улучшать свой текст;

3. готовить к более успешному выполнению последующих изложений.

 

Опыт показывает, что ученики лучше справляются с изложением или сочинением, если их проведению предшествовала работа над свободным диктантом. Специфика свободного диктанта заключается в том, что этот вид работы не только совершенствует навыки правописания, но и развивает связную речь. Свободные диктанты обогащают словарный запас и грамматический строй речи ученика, формируют умение ученика пересказывать чужой текст с учетом его темы и основной мысли. Чтобы свободный диктант стал более эффективным средством подготовки к написанию изложений, необходимо использовать следующие приемы работы: перед тем, как ученики будут воспроизводить содержание текста по частям, необходимо предложить им определить тему и основную мысль текста, его тип и стиль, коллективно провести языковой разбор текста, составить план. Постепенно объем частей, предназначенных для свободной записи, должен увеличиваться. На определенном этапе возможны и такие свободные диктанты, которые соединяются с изложением: например, первая (или первая и вторая) часть текста записывается под диктовку, а содержание остальных частей воспроизводится учеником самостоятельно. Свободный диктант подготавливает ученика к самостоятельному пересказу текста, и с позиции задачи развития связной речи этот вид работы предшествует изложению и сочинению.